Search
12 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь (1898 год)

Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь (1898 год)

Это прекрасно изданная, богато проиллюстрированная книга - великолепный образчик миссионерской литературы. Автор труда, скрывшийся за инициалами «И.Н.», как явствует из содержания, долгое время преподавал в «туземных» абхазских школах и даже занимал пост инспектора школ Общества восстановления православного христианства. Обобщив наблюдения, накопленные за годы проживания «на окраине империи», он решил опубликовать их, так как, по его мнению, ни одно из появившихся ранее сочинений не рисовало верной картины этой далёкой малоизученной местности.

Важное место в книге занимает краткий обзор истории христианства в Абхазии. Согласно свидетельствам греческих писателей и местному преданию, первым проповедовать Евангелие сюда пришёл святой апостол Андрей. Случилось это в 55 году от Рождества Христова. И хотя последовавшие вскоре гонения на новообращённых распространиться христианству не дали, однако уже и язычество не имело здесь с той поры прежней силы. Отсчёт подлинного приобщения абхазцев к христианской церкви ведётся с середины VI века, когда император Юстиниан распорядился возвести на месте нынешней Пицунды храм Божьей Матери и назначил туда священников. В XVI веке нашествие турок привело, как пишет автор, «к совращению абхазцев в мусульманство». С переходом Абхазии под власть российской короны началось возвращение коренного населения в лоно православия. Центром религиозного возрождения региона, по мнению центрального правительства, должен был стать Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, основанный в 1876 году на месте древнегреческой колонии Анакопия. Положение монастыря было выбрано не случайно: по поеданию, сохранившемуся между абхазцами и грузинами, именно здесь покоились мощи святого Симона Кананита, оставленного апостолом Андреем в Абхазии для утверждения учения Христа.

Издание содержит подробное описание Симоно-Кананитского монастыря, рассказ очевидца о внутренней жизни обители, подборка отзывов о Новом Афоне. Однако, пожалуй, наибольший интерес сегодня вызывают географический и этнографический очерки, которыми открывается книга. Вот какой увидел автор Абхазию в самом конце XIX столетия: «Под именем Абхазии известна страна на восточном берегу Чёрного моря. Преимущественно это горная страна. Абхазские горы пересечены множеством поперечных ущелий, поразительных по своей неприступности и дикости, по которым мчатся бурливые горные речки. Роскошные девственные леса, состоящие из смеси лиственных, вечнозелёных и хвойных пород, покрывают всю страну, начиная от берега моря до значительных высот. Вся береговая Абхазия представляет собою как бы один сплошной сад. Непроходимые дебри абхазских лесов изобилуют всякого рода зверьём и дичью. Кроме бездны разного хищного зверья - волков, лисиц, шакалов, выдр, куниц, кабанов, медведей и прочих, в лесах водятся во множестве дикие козы, фазаны, горные индейки и олени. По нагорным пастбищам и по скалам, венчающим горные вершины, бродят целыми стадами серны и туры. Мириады диких пчёл производят необыкновенно сладкий и ароматный мёд».

Ещё более выразительным получился обобщённый портрет людей, населявших эту благодатную землю: «Все абхазцы вообще отличаются высоким ростом и хорошим сложением. Черты лица крайне характерны, в особенности абхазский крючковатый нос и чёрные глаза, смотрящие из-под нависших бровей дико и вместе с тем наивно. Абхазские девушки очень миловидны, хотя имеют крупные черты лица. Мужчины носят обыкновенно короткую получеркеску из грубого серого сукна местного изготовления, надевающуюся сверх ситцевого бешмета, узкие в обтяжку штаны и самодельные башмаки из необделанной телячьей кожи, замечательные в том отношении, что прежде, чем надеть, их нужно долго размачивать. За кожаным поясом с насечками из серебра обыкновенно носят массу разного оружия и всегда -кинжал, с которым никогда не расстаются. Обычная одежда женщины состоит из длинного бешмета, поверх которого носят нечто вроде безрукавки или жилетки пёстрого цвета. Абхазцы очень живы, порывисты в душевных движениях и крайне любопытны. У абхазцев очень развито чувство собственного достоинства. Всякого, кто позволит оскорбить абхазца действием, ожидает кровная месть со стороны обиженного. Гостеприимство здесь не только простой обычай, но скорее - закон, вообще нечто священное, что нарушить считается важным грехом. Абхазцы довольно ленивы, медлительны в своих движениях и чрезвычайно склонны к праздности. Проезжающий постоянно видит группы туземцев, праздно валяющихся летними жаркими днями в тени раскидистых орехов. Когда надоедает лежать под одним деревом, переходят переходят под другое.

Время для абхазцев ничего не стоит. Аохазцы отличаются необыкновенной выносливостью и способны в дороге делать громадные переходы при самой скудной пище. Трудно бывает поверить, чтобы тот же самый ленивый абхазец мог так внезапно и так полно переродиться, как только он попадает в горы. Горы и лес - это настоящая стихия абхазца». Впрочем, по мнению автора, разрушительное влияние цивилизации коснулось и этих мест: «Селений, мимо или вблизи которых прошла железная дорога, лет через десять - пятнадцать не узнать: женщины очень скоро принимают внешность европеек; многочисленные когда-то семьи делятся; прежней простоты нравов, радушия, гостеприимства нет и следа: везде только деньги, и всё - за деньги».

Указывая на то, что и его труд далёк от совершенства, И.Н. заключал: «Только с постепенным развитием гражданственности в среде воинственного кавказского населения мало-помалу облегчатся пути к изучению всех его бытовых условий, равно и для разностороннего ознакомления с краем, его богатствами и характерными особенностями». Сегодня кажется, что эти слова были написаны совсем недавно...


Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. С планом Абхазского приморского берега, с рисунками памятников христианства в Абхазии и видами Ново-Афонского монастыря. Составил И.Н. Москва, 1898. 340, [2] с, 42 л. иллюстраций, 1 л. -план, 2 л. - карты (цветные литографии). В издательском комбинированном переплёте: кожаный корешок, на крышках - коленкор. Обложки сохранены. 26,5x18,8 см. На первой обложке и переднем форзаце - штемпельный экслибрис и владельческая роспись чернилами П.В. Остроухова. На заднем форзаце экслибрис: «Anastasia Т.».

Предыдущая статья Русские книги (1897-1899 годы)
Следующая статья Коронационный сборник (1899 год)
Печать
589 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top