Search
14 ноября 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Азбука в картинках (1904 год)

Азбука в картинках (1904 год)

Александр Бенуа

Живописец, график, сценограф, художественный критик, инициатор создания группы «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа на протяжении более нем полувека оставался одной из ключевых фигур русской культуры.
Его судьба - это судьба русского европейца. Он родился в Санкт-Петербурге, в семье, принадлежащей к знаменитой династии художников и архитекторов, ведущей начало от француза, приехавшего в Россию в XVIII веке, а окончил свои дни в Париже. С одинаковым изяществом он писал пейзажи Версаля и Петергофа, Крыма и Швейцарии, оформлял спектакли Мариинского театра, Ла Скала и Комеди Фран-сез.

Блестящий книжный график, он каждое проиллюстрированное им издание, будь то сочинение Пушкина или Анри де Ренье, превращал в маленький шедевр. Один из таких шедевров - «Азбука в картинках».

Работу над ней Бенуа начал в 1903 году. Книга была задумана и предназначена для сына художника, которому тогда едва исполнилось два года. В ту пору, по воспоминаниям Бенуа, это был очаровательный «карапузик Коля», который тянулся к старшим сестрам и нередко «присаживался к ним, стараясь вникнуть в те истории, которые содержались в нескольких любимых книжках, среди коих почётное место занимал сборник сказок в зелёном с золотом переплёте». Впоследствии Николай Александрович Бенуа прославился как выдающийся театральный художник.

Начатая в Петербурге, «Азбука» была завершена летом в Финляндии, на даче в имении Горки. Много лет спустя Александр Николаевич с наслаждением будет вспоминать это место: «воздух идеальной чистоты, аромат сосен и елей, прозрачность озёрных вод и нежную меланхолию лимонно-жёлтых зорь». Здесь, отдыхая от городской суеты, Бенуа мог спокойно работать над «Азбукой».

Процесс работы над книгой прослеживается благодаря сохранившемуся альбому с подготовительными рисунками (ныне хранится в Государственном Русском музее). Для каждой буквы художник выделил отдельную страницу, украсив её изящно исполненными композициями на сказочные сюжеты.

Однажды, размышляя о детских книгах, Бенуа сказал, что хотел бы выразить в них «непосредственное увлечение, веселье, настоящие, непридуманные чувства, солнце, лес, цветы, мечты о далёком и опасном, мужественный, героический дух, стремление к подвигу, красивую гордость». Всё это мы без труда найдём на искрящихся фантазией и весельем страницах «Азбуки в картинках».

Первоначально предполагалось, что книга выйдет в московском издательстве Иосифа Николаевича Кнебеля. Но расчётливый, практичный Кнебель предложил выпустить «Азбуку» массовым тиражом в дешёвом полиграфическом исполнении по цене 25, 50 и 75 копеек. Бенуа отказался.

Он обратился в лучшую русскую государственную типографию - Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа «Капитанская дочка».

В октябре 1904 года «Азбука» получила разрешение цензуры, а полгода спустя, в середине августа - начале сентября 1905 года, поступила в продажу по цене 3 рубля.

Бенуа тогда находился в Париже, куда ему и были присланы авторские экземпляры. Художник остался книжкой недоволен и жаловался друзьям на погрешности, допущенные типографией.

Читательская реакция на появление «Азбуки» была неоднозначной: некоторые критики обвинили книгу в манерности, а М.В. Добужин-ский назвал её «чудесной». Тем не менее «Азбука в картинках» быстро стала редкостью, а с годами - редкостью практически ненаходимой. Косвенным подтверждением этому служат слова из письма Бенуа, отправленного им знакомому в мае 1958 года: «Спасибо за добрые слова об «Азбуке». Но неужели, пройдя через три (!) поколения, книжка не стёрлась вконец?! К сожалению, я был бы в таком случае лишён удовольствия заменить истрёпанную новым экземпляром, ибо сам не владею ни единым, а гостит у меня экземпляр одной из моих дочерей».

Экземпляр, представленный в Хронике, прошёл уже не через три, а, по меньшей мере, через пять поколений, но сохранился в идеальном виде, что ещё более увеличивает его ценность. Это случилось потому, что книга довольно долго принадлежала самому художнику и была подарена им не ребёнку, а взрослому, о чём свидетельствует надпись на переднем форзаце издания: «Счастлив, дорогой граф Алексей Алексеевич, что экземпляр этой книжки, созданной мной в счастливые времена, будет в Вашей прекрасной библиотеке. Она содержит немало важных отражений, личных переживаний, а теперь отголосков нашей дорогой Родины. Александр Бенуа. Париж. 24 февраля 1945 г.».
Вероятнее всего, надпись адресована русскому эмигранту графу Алексею Алексеевичу Боб-ринскому, умершему в 1971 году в Лондоне в возрасте 78 лет.


Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
Азбука в картинках Александра Бенуа. [Санкт-Петербург], Издательство Экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1904.1 л. цветной иллюстрированный титул, 34 л. цветных иллюстраций. В издательском картонаже по рисунку А.Н. Бенуа, корешок из коленкора. Картонаж и все иллюстрации - хромолитографии с золотом и серебром. 32,4x25,9 см. На титульном л. дарственная надпись А.Н. Бенуа «графу Алексею Алексеевичу». Редкое дорогое детское издание. В Российской государственной библиотеке хранится экземпляр «Азбуки», принадлежавший дочери последнего русского императора - великой княжне Татьяне Николаевне, в Государственном Эрмитаже находится экземпляр её брата, великого князя Алексея Николаевича.

Предыдущая статья Сочинения. Педагогические статьи (1903 год)
Следующая статья Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича (1905-1909 годы)
Печать
731 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top