Search
14 ноября 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Азбука красноармейца (1921 год)

Азбука красноармейца (1921 год)

Дмитрий Моор

Одна из самых выразительных по изобразительному материалу и редких азбук раннего советского периода. Учебные пособия для бойцов Красной Армии издавались и раньше. Достаточно вспомнить «Военный букварь» 1919 года, составленный из расхожих политических лозунгов и наиболее ходовых в солдатской среде понятий. Так, букву «К» авторы букваря предлагали изучать при помощи слов «каша», «карта», «комар», «конница», «конституция», «коммунизм».

При некоторой видимой схожести уровень иллюстративного материала и текстов «Азбуки красноармейца» выделяет её из общего ряда советских учебно-пропагандистских изданий первых послереволюционных лет. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что автором рисунков и подписей к ним является Дмитрий Стахиевич Моор, известный ныне как один из родоначальников советского политического плаката.

Сын крупного чиновника, художник популярного сатирического журнала «Будильник», Моор ещё в студенческие годы отличался левыми убеждениями, участвовал в революционном движении, одно время работал в подпольной типографии. Поэтому приход под знамёна новой власти после октября 1917-го оказался для него вполне закономерным.

В 1918 году Моор поступает на службу в военный отдел Издательства ВЦИК, где оформляет листовки и плакаты, расписывает агитационные поезда, отправляющиеся на фронт. В 1919 году он переходит в литературно издательский отдел Политического управления Красной Армии, работает в Окнах РОСТА.

Из созданного в те годы наибольшую популярность ему принесли плакаты «Ты записался добровольцем?» (1918) и «Помоги!» (1921), на десятилетия ставшие «визитной карточкой» художника.

В дальнейшем Моор продолжал активно работать в жанре политического плаката, публиковал карикатуры в журнале «Крокодил» и других периодических изданиях, пре подавал во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе, Московском полиграфическом институте.

Многие работы Моора были признаны классическими ещё при жизни художника, на них воспитывались несколько поколений советских графиков.

Однако «Азбука красноармейца» оказалась обойдённой вниманием искусствоведов: упоминания о ней отсутствуют даже в специальных монографиях, посвящённых творчеству Моора. Между тем именно в ней отчётливо проступают черты «фирменного стиля», выработанного художником в послеоктябрьский период: кричащая злободневность сюжетов, тщательность художественной проработки рисунка и подчёркнутая хлёст кость текстовок, порой с употреблением лексики, несколько неожиданной для выпускника математического отделения Императорского Московского университета.

Впрочем, отсутствие ссылок на издание может объясняться тем, что, несмотря на огромный тираж, экземпляры «Азбуки» практически не сохранились.

Описываемый экземпляр ранее находился в собрании художника С.Б. Телингатера.


Моор (настоящая фамилия - Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883-1946)

Азбука красноармейца.

Моор (настоящая фамилия - Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883-1946)

Азбука красноармейца. Написал и нарисовал Д. Моор. Москва, ГИЗ, отдел военной литературы при Реввоенсовете республики, 1921. [28] с. с иллюстрациями. В издательской иллюстрированной обложке по рисунку Д. Моора. 24,1х17,1 см. Обложки и иллюстрации -цветные литографии. Текст литографирован с оригиналов Д. Моора. Экземпляр происходит из библиотеки Соломона Бенедиктовича Телингатера (1903-1969), выпускника московского ВХУТЕМАСа, известного в 20-е годы художника-конструктивиста (ряд работ выполнил с Л.М. Лисицким), впоследствии - крупного книжного графика, лауреата Гутенберговской премии (Лейпциг, 1963).

Предыдущая статья Азбука в 36 рисунках (1918 год)
Следующая статья Четырнадцать рисунков украинской азбуки (1921 год)
Печать
861 Оценить статью:
2.0

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top