Search
13 июля 2020 г.

Книги

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Белый дом и черный кот (1958 год) Триста тридцать три жильца (1960 год) Первое знакомство (1960 год) Славные вещи (1961 год) Паровозик в небе (1962 год) Шесть Иванов - шесть капитанов (1965 год)

Белый дом и черный кот (1958 год) Триста тридцать три жильца (1960 год) Первое знакомство (1960 год) Славные вещи (1961 год) Паровозик в небе (1962 год) Шесть Иванов - шесть капитанов (1965 год)

Борис Заходер. Юрий Коринец. Генрих Сапгир. Феликс Кривин. Виталий Голявкин. Анатолий Митяев.

 

Семилетний план 1959-1965 гг., «семилетка», с его подъемом экономики во всех областях народного хозяйства добавил многим жителям Советского Союза немало положительных черт в их аскетичном быту. «Догоняя и перегоняя Америку», руководство страны решило нарастить не только промышленный комплекс, но и повысить уровень жизни населения и производства потребительских товаров. В домах (особенно новых пяти- и девятиэтажных) появились телевизоры и холодильники. Экономический подъем отразился и на детской литературе, в том числе полиграфически.

В этот период свет увидели шесть детских ярко оформленных книжек.

В 1958 г. в Детгизе вышли «веселые стихи детских поэтов» в пересказе Б. Заходера (1918-2000) «Белый дом и черный кот». Именно переводы классических детских произведений принесли Борису Владимировичу Заходеру, изначально биологу по образованию, всесоюзную славу. И до сих пор дети читают в его обработке «Винни-Пуха» А. Милна, «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Питера Пэна» Дж. Барри, «Приключения Алисы в Стране Чудес» Л. Кэрролла и т. д.

Оформлена книга художницей Алисой Порет (1902-1984), ученицей К. С. Петрова-Водкина (1878-1939) и П. Н. Филонова (1883-1941). Она же выступила и автором иллюстраций к первому переводу Б. Заходером «Винни-Пуха» (1960).

Юрий Иосифович Коринец (1923-1989) в 1960 г. издал второй сборник детских стихов «Триста тридцать три жильца» (первое издание в 1958). Окончив в 1951 г. в Ташкенте училище рисования, он устроился работать в журнал «Пионер», где опубликовал первые стихи для детей. Впоследствии Юрий Коринец часто сам иллюстрировал свои книги. Это же издание, выпущенное издательством «Детский мир», оформлено художниками В. В. Андриеви- чем (1908-1985) и Б. А. Маркевичем (1925-2002). Помимо описываемой книги, ими совместно созданы иллюстрации к книгам С. Маршака «Путешествие от А до Я» и «Карусель» (1962), П. Ершова «Конёк-горбунок» (1975) и др.

В том же «Детском мире» в 1960 г. вышла книга Генриха Вениаминовича Сапгира (1928-1999) «Первое знакомство». Вынужденный в советское время «жить» детской литературой и мультсценарями, «взрослые» стихи Сапгир впервые опубликовал за границей в 1968 г. (а в СССР - только в 1989).

Через год «Детский мир» выпустил книгу Феликса Кривина (р. 1928) «Славные вещи» - второй сборник стихов писателя (первый - «Вокруг капусты», 1960). Проиллюстрирована она тандемом художников - Анатолием Елисеевым (р. 1930) и Михаилом Скобелевым (19302007). Писатель и журналист Борис Носик (р. 1931) в «Заметках о друзьях художниках» вспоминал, что в Полиграфическом институте, где они учились, эти юноши были «среди самых знаменитых»: «их знали самые широкие массы художников, технологов, механиков и редакторов. Этому способствовали не только смешные, еретические рисунки, которые они придумывали во время наиболее нудных лекций, но и многочисленные их внеаудиторные дарования». Художники сотрудничали в журналах «Крокодил», «Вокруг света», других спортивных, молодежных, детских и прочих популярных изданиях.

Автор книжки «Паровозик в небе» - детский писатель и книжный график Виктор Владимирович Голявкин (1929-2001). Он сам оформлял большинство своих книг, был членом Союза художников СССР по секции графики (с 1973 г.). Вопреки мечтам родителей о музыкальной карьере, он учился в художественном училище в Самарканде, Ташкенте, Сталинабаде, в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия художеств). Первый рассказ для детей появился в журнале «Костер» в 1958 г., в следующем году вышла первая книга рассказов «Тетрадки под дождем»,

а в 1961 г. - В. В. Голявкин уже член Союза писателей СССР.

Написанные им рассказы для взрослых благодаря необычной форме имели успех среди молодых литераторов, но свет увидели только в 1999-2000 гг.

«Шесть Иванов - шесть капитанов» - первая детская книга писателя и сценариста Анатолия Васильевича Митяева (1924-2008). Ответственный секретарь детской газеты «Пионерская правда» (1950-1960), главный редактор детского журнала «Мурзилка» (1960-1972), студии «Союзмультфильм», журнала «Новая игрушечка» писал в автобиографии, что с детства хотел стать лесником. Однако после войны начал писать и публиковаться, и лесной техникум был забыт.

Книжка оформлена графиком, иллюстратором Наумом Цейтлиным (1909-1997), с 1930-х гг. работавшим в журналах «Пионер», «Рост», «Смена». Среди его работ - «А что у вас?» С. Михалкова (1961), «Что бывало» Б. Житкова (1971), «Сказки» братьев Гримм (1972), «Конь-огонь» В. Маяковского (1984) и т. д.

Объединяют эти шесть книг - адресаты автографов: «Милому художнику Леве Токмакову - мы еще порисуем! Борис Заходер. 27 II.1959 г.», «Васе Токмакову от Юры Коринца. 1960. Москва», «Ирине Токмаковой на добрую память. В память первого знакомства» (от Г. В. Сапгира), рисованный от Ф. Д. Кривина, «Дорогому Леве, с которым мы дарим друг другу книжки с места не сходя! Вот такие дела! Витя Голявкин. 1962. Москва», «Токмаковым сердечно. А. Митяев. 25. 5. 65 г.».

Семья Токмаковых, члены которой получили в дар описываемые книги, имела к детской литературе самое непосредственное отношение.

Ирина Петровна Токмакова (Манукова) родилась в Москве в 1929 г. - «мы жили в казенной квартире, при доме подкидышей, которым заведовала моя мама - детский врач. Одна из причин, почему я стала писать для детей, в том, что все было проникнуто заботой об этих брошенных детях». И. П. Токмакова окончила школу с золотой медалью, поступила без экзаменов на филологический факультет МГУ (окончила в 1953 г), затем в аспирантуру на кафедру исторического языкознания. Одновременно работала гидом-переводчиком, владея английским, французским, шведским языками (позже переводила еще и с голландского, чешского, армянского и др).

Лев Алексеевич Токмаков (1928-2010) в 1945 г. переехал из Свердловска в Москву, где окончил в 1951 г. Московское высшее художественно

промышленное училище (Строгановское училище), где учился у Павла Кузнецова (1878-1968) и Александра Куприна (1880-1960). В 1950-х гг. Ирина и Лев поженились.

С 1958 г. Лев Токмаков сотрудничал с журналом «Мурзилка», которому и предложил издать шведские народные песенки в переводе жены. Так появилась первая публикация переводчицы Ирины Токмаковой. В 1961 г. в Детгизе вышла уже книжка шведских стихов «Водят пчелы хоровод» с рисунками А. В. Кокорина (1908-1987). «Крошку Вили-Винки» (1962) - перевод шотландских народных песен для детей в переводе И. Токмаковой - иллюстрировал Л. Токмаков.

По воспоминаниям И. Токмаковой, «когда я перевела шотландские песенки, Заходер пугал, что Маршак меня съест. И вот однажды в коммуналке, где я тогда жила, раздается звонок и голос Маршака (он всех называл “голубчиком” и без конца повторял слово “але?”): “Але? Голубчик! Это говорит Маршак. Я видел Ваши переводы в “Мурзилке”. Але? Приходите, пожалуйста, ко мне». И я пошла к Маршаку. Я тогда только начинала писать, а он разговаривал так, как будто он Маршак и я Маршак. Я вышла от него, и словно во мне внутри лампочку зажгли. Он тут же написал мне рекомендацию в Союз писателей. И Заходер тоже написал».

Агния Барто (1906-1981) также обратила внимание на начинающую поэтессу: «Агния Львовна Барто сама позвонила мне домой, пригласила к себе. Мы с мужем часто бывали у нее. Он ее книжки даже иллюстрировал».

После второй книги Ирина Токмакова начала писать собственные стихи.

В 1960-е гг. Лев Токмаков иллюстрировал многие книги И. Токмаковой: «Деревья» (1962), «Кукареку» (1965), «Карусель» (1967), «Вечерняя сказка» (1968); сказочные повести («Аля, Кляксич и буква “А”», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин!», «Ростик и Кеша», «Маруся не вернется» и др.). Оформляли ее книги и другие художники (В. Дугин, Б. Лапшин, Г. Макавеева, В. Чижиков). Вообще же в оформлении и с иллюстрациями Льва Токмакова вышли произведения почти всех известных детских писателей: А. Алексина, А. Барто, В. Берестова, В. Бианки, А. Гайдара, В. Драгунского, Б. Заходера, С. Маршака, С. Михалкова, А. Линдгрен и др. Эксцентричные иллюстрации к «Джельсомино в Стране лжецов» Джанни Родари (1960) вызвали обвинения в идеологической диверсии. В 1969 г. вышла книжка «Мишин самоцвет», которую Лев Алексеевич сам написал и проиллюстрировал.

Льву Токмакову принадлежат иллюстрации к первому переводу «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен (1968). По воспоминаниям художника, все герои имели прототипы: «Когда-то мы, молодые художники, ездили в Тарусу и катались там с ледяной горки, резвились как мальчишки. И подошла к нам рыжая девочка. Зима, поэтому мы только часть ее прически увидели. Это было такое существо! Она тут же отпечаталась у меня в голове. А когда я прочитал, что у Пеппи были веснушки, нос башмаком и две косички - до того совпало! Я неделю вытаскивал из памяти эти детали по частям™ А однажды к нам в гости пришла Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой. Увидела картину, где сидят такие респектабельные, церемонные тетеньки и нога Пеппи торчит из-за двери. Ариадна Сергеевна говорит: “На западе такие дамы носят на шее бархотки, чтобы скрыть старость”. Я тут же дал ей фломастер, и она пририсовала им бархотки. Я так и оставил. Так что есть там и цветаевская рука».

Сын Василий (р. 1954), для которого были переведены шведские песенки, также стал автором нескольких детских книг. Ирина Токмакова вспоминала, что в 1950-х гг. в коммуналке сын жил за книжным шкафом, где стояли кровать и столик. «Потом Василий закончил биологический институт, поработал инженером, охотоведом, потом сам стал писать для детей рассказы о природе. У него вышло несколько книг. Хорошие рассказы».

Л. А. Токмаков, народный художник России (1998), создававший автолитографии и рисунки в станковой графике, оформил более трехсот книг. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Братиславской национальной галерее и т. д.

И. П. Токмакова - лауреат Государственной премии России 2002 г. за произведения для детей и юношества (за книгу «Счастливого пути!»).

Круг общения семьи Токмаковых был очень широк, о чем и свидетельствуют автографы уже классических детских писателей и поэтов.


Заходер, Борис Владимирович (1918-2000)
Белый дом и черный кот
: Веселые стихи детских поэтов. Пересказал Б. Заходер, рис. А. Порет. М.: Детгиз, 1958. 20 с., ил. 28x21,5 см. Тираж 225 000 экз.

Коринец, Юрий Иосифович (1923-1989)
Триста тридцать три жильца
. Худ. В. Андриевич, Б. Маркевич. М.: Детский мир, 1960. 16 с., ил. 28х21,5 см. Тираж 200 000 экз.

Сапгир, Генрих Вениаминович (1928-1999)
Первое знакомство
. Рис. Е. Поповой. М.: Детский мир, 1960. 12 с., ил. 28х21,5 см. Тираж 200 000 экз.

Кривин, Феликс Давидович (р. 1928)
Славные вещи.
Рис. А. Елисеева, М. Скобелева. М.: Детский мир, 1961. 20 с., ил. 28х21,5 см. Тираж 160 000 экз.

Голявкин, Виктор Владимирович (1929-2001)
Паровозик в небе.
Рис. автора. М.: Детский мир, 1962. 20 с., ил. 28х21,5 см. Тираж 200 000 экз.

Митяев, Анатолий Васильевич (1924-2008)
Шесть Иванов - шесть капитанов
. Рис. Н. Цейтлина. М.: Детская литература, 1965. 24 с., ил. 28х21,5 см. Тираж 300 000 экз.

Предыдущая статья Старик Хоттабыч (1940 год)
Следующая статья Туманность Андромеды (1961 год)
Печать
229 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top