Search
25 февраля 2020 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Борьба за самку в царстве животных и человека (1911 год)

Борьба за самку в царстве животных и человека (1911 год)

Конрад Гюнтер

«Все красивое, а также и многое страшное в природе есть результат мужского желания нравиться. Это желание нравиться, которое заставляет в животном царстве самца стараться обратить на себя внимание своей будущей жены и удалить своих соперников, выражается тремя свойствами: во-первых, яркостью окраски, во-вторых, в искусстве пения и, в-третьих, храбростью.

От райской птицы до павиана и гусарского лейтенанта, мы всюду видим постоянное желание самца сиять в роскошных цветах радуги, в то время как самка, в сознании своего внутреннего значения, обыкновенно скромно стушевывается.

От цикады до глухаря и трубадура самец старается сделаться более заметным своим более или менее громким пением, в то время как самка безмолвствует. От жука до пылкого оленя и богоподобного Ахилла ведется за обладание самкой самая страшная борьба, в то время как последняя спокойно наблюдает и ждет, кто из борющихся одержит верх», - цитирует автор немецкого драматурга Германа Зудермана (Hermann Sudermann; 1857-1928).

Долгое время считалось, что яркое оперение и пение птиц, танцы самцов, роскошные гривы львов и прочее - приманка для самки. Однако в вышедшей в 1911 г. книге К. Гюнтера «Борьба за самку в царстве животных и человека» приводятся многочисленные доказательства того, что самки далеко не всегда выбирают красивейшего или наиболее одаренного самца.

«Некоторые опытные заводчики племенного скота говорили еще Дарвину, что нельзя объяснить выбор самца самкой красотой его окраски. Мы видим очень часто, что в брак вступают самые щипанные петухи или павлины, у которых недостает даже хвоста. <...> Самки собак не смотрят на красоту самцов, а львицы на размеры гривы. Относительно оленей известно, что в то время, как предводитель стада, могучий олень, борется с явившимся соперником, невзрачные годовики пользуются счастьем любви, в котором им не отказывают мало разборчивые самки».

Гюнтер пришел к выводу, что в животном мире выбора самки нет. Ученые много раз наблюдали, как самки бабочек давали оплодотворить себя нескольким самцам, не отталкивая никого. У ночных бабочек было замечено, как самка сидела абсолютно безучастно, пока вокруг нее летало много самцов. Когда же один наконец опускался к самке, остальные исчезали.

Что касается мира людей, то, как пишет Гюнтер, женщины, как правило, отказывают духовным или физическим уродам, хотя большое значение в обществе имеют деньги, наследство, родство и т.п.

Многочисленные примеры из животного мира в книге Гюнтера свидетельствуют о том, что выбор все же делает самец.

«В большинстве случаев выбор делает мужчина, и никто не может отвергать „выбора самцами". Вполне возможно, что вследствие этого выбора произошли длинные волосы у женщин; некоторые племена... более охотно выбирают женщин, имеющих ненормально больших размеров половые части, и вполне возможно, что „готтентотский зад“ произошел вследствие предпочтения, оказываемого женщинам, обладающим ягодицами наибольших размеров».

Но для чего же тогда яркая окраска самцов, которые зачастую выглядят намного оригинальнее и красивее, чем самки? Для чего прекрасные голоса певчих птиц?

«С полным правом говорят, что женщина важнее мужчины для будущего человечества, и одним из самых старых высочайших идеалов всех веков было то, изображению чего старые мастера посвящали свои силы: целомудренная мать с пышущим здоровьем младенцем у груди.

Мы видим, что и природа оценила значение женщины. Более яркая окраска самцов доказывает, что самка находится в более благоприятных условиях борьбы за существование». Так, яркий самец Morpho должен был бросаться в глаза человеку, в то время как коричневая самка была мало заметна. Черного глухаря легко заметить на стволе дерева. Ярко окрашенные самцы таким образом должны отвлекать врагов от самок.

Существует теория «пожертвования самцами». По ней, яркая окраска самцов и их искусство должны привлекать внимание врагов, тем самым отвлекая их внимание от самок. Действительно, многие самцы во время сидения самок на яйцах имеют наиболее яркое оперение, а рыбы и тритоны носят так называемые брачные одежды. Малозаметная окраска у некоторых птиц, например, у соловьев, объясняется тем, что и самка, и самец высиживают яйца.

Яркая окраска самца служит и отпугивающим оружием против соперников. Наиболее яркие окраски самцов как раз у тех птиц (колибри, райская птица, фазаны), которые лишены дара пения, с помощью которого самцы дают знать соперникам о своем присутствии.

Таким же отпугивающим явлением для соперников служит и пение, стрекотание, крики. Самец поет не для того, чтобы привлечь внимание самки, а для того, чтобы обнаружить свое присутствие, показать сопернику, что к этой самке приближаться не стоит.

К устрашающим средствам можно отнести и ощетинивание самца, оскаливание. У мужчин для устрашения использовалась... борода. Мужчины с наиболее роскошной бородой производили впечатление сильнейших, потому никто не осмеливался становиться им на дороге в поисках женщины. «В Средние века старались придать себе устрашающий вид взъерошиванием усов. При таком положении усов верхняя губа несколько поднимается вперед и обнаруживаются клыки. Для аналогии среди животного царства упомянем об оскаливании зубов хищными зверями. Взъерошенные усы были очень распространены во французском рыцарстве прежних времен и в эпоху Тридцатилетней войны».

Раскрашивания, татуировки, проколотые губы, кольца в носу, хохлы из перьев, меховые шапки - все это Гюнтер относит к устрашающим соперника явлениям. Видя грозного и готового к борьбе соперника второй удаляется без боя.

Но часто самцы борются за самку по- настоящему. И здесь в ход идет реальное оружие, как, например, бивни у слона.

Любовь - борьба, которая часто ведется с громадным ожесточением и кончается победой над самкой. У многих животных наблюдается не нежное исполнение желаний самца, а изнасилование самки. Лев в минуту высшего напряжения любви с яростью кусает львицу, которая отвечает ему страшным ударом лапой. В присутствии оленя, производящего впечатление грозного и сильного, самки опасаются заигрывать с другими. Так же и у человека: половое возбуждение часто идет рука об руку с ожесточением и яростью. Как говорил Ницше: «Когда идешь к женщинам, не забудь кнута!»

«Между животными есть и такие, у которых самки не представляют страдающего элемента. Только с большой осторожностью самец сверчка может приближаться к самке, потому что на все подвижное она привыкла бросаться с целью пожрать и очень часто супруг подвергается этой участи. У некоторых саранчевых является правилом, что самец бывает съеден после обладания и часто даже перед этим, по крайней мере по частям, так что остается только несчастный торс, который должен исполнить такую грустную обязанность».

Пока поэты воспевают любовь, а художники в красках и мраморе передают ее, физиологи и натуралисты дают свое объяснение любви, которое подчас бывает интереснее всех гимнов и пасторалей. Каким бы неромантичным оно ни казалось.


Гюнтер Конрад (Guenther Konrad; 1874-1955). Борьба за самку в царстве животных и человека. 4 табл, и 50 илл. в тексте / Под ред. прив.-доц А.И. Колмогорова. Москва: Сфинкс, 1911.153, [5] с., 1 л. фронт, (ил.), 2 л. ил. 21,7x15. (Научная популярная библиотека «Сфинкса»; Т. 2).

Предыдущая статья Дневник Елисаветы Ивановны Поповой 1847-1852 (1911 год)
Следующая статья На заре жизни: воспоминания (1911 год)
Печать
1877 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top