Search
12 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Вечерний альбом (1910 год). Проза (1953 год)

Вечерний альбом (1910 год). Проза (1953 год)

Марина Цветаева

В 1926 году, отвечая на вопросы анкеты, присланной Б.Л. Пастернаком, Цветаева писала: «Первая книга - "Вечерний альбом". Издала сама, ещё будучи в гимназии. Первый отзыв -большая приветственная статья Макса Волошина».

В сентябре 1910 года, когда Цветаева отнесла рукопись «Вечернего альбома» в типографию А.И. Мамонтова, размещавшуюся в доме № 5 по Леонтьевскому переулку, юной поэтессе едва исполнилось 18 лет и она была ученицей 7-го класса Московской классической гимназии М.Г. Брюхоненко. Сборник составляли 111 стихотворений, написанных преимущественно в 1908-1910 годах. Значительная часть из них была адресована Владимиру Оттоновичу Нилендеру, ученику Ивана Владимировича Цветаева, филологу-античнику и поэту, который в декабре 1909 года сделал Цветаевой предложение, но получил отказ. Отсюда -постоянно встречающаяся в стихах тема прощания:

Ты всё мне поведал - так рано!
Я всё разгадала - так поздно!
В сердцах наших вечная рана,
В глазах молчаливый вопрос...

Даже название сборника - скрытое посвящение. «Вечерним» сестры Цветаевы называли тёмно-синий кожаный альбом, который они подарили Нилендеру на новый, 1910 год.

Цветаева сама оплатила тираж своей первой книги - 500 экземпляров. Её появление не прошло незамеченным: «Вечерний альбом» отметили в своих рецензиях В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилёв, М.С. Шагинян. Особенно дорожила Цветаева отзывами Волошина, о которых упоминает в анкете. В статье «Женская поэзия» Волошин писал: «"Вечерний альбом" - это прекрасная и непосредственная книга, исполненная истинно женским обаянием». Другой
отзыв бфл стихотворным:

Кто Вам дал такую ясность красок?
Кто Вам дал такую точность слов?
Смелость всё сказать: от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга - это весть «оттуда»,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но так сладко слышать: «Чудо - есть!»

«Вечерний альбом» сам по себе уже давно является библиографической редкостью. Однако представленный в Хронике экземпляр без преувеличения можно отнести к уникальным. В нём на шмуцтитуле первой части красными чернилами рукой Цветаевой вписано стихотворение «Пахнуло Англией и морем». Внизу подпись: «М.Ц. Москва, апрель 1920 г.». С правой стороны - авторская расшифровка: «Марина Цветаева. Москва, 18го апреля 1920 г. - ст. <арого> ст. <иля>».

«Пахнуло Англией и морем» - третье стихотворение цикла, написанного Цветаевой весной-летом 1920 года и посвященного художнику-графику Николаю Николаевичу Вышеславцеву (1890-1952).

Внебрачный сын управляющего имениями Кочубеев на Полтавщине, Вышеславцев окон-чил'тамбовскую гимназию. В 1906 году начал заниматься живописью и рисунком в московской студии НИ. Машкова.' Затем уехал в Париж, где прожил шесть лет, продолжая своё образование художника. После начала Первой мировой войны вернулся в Россию, окончил школу прапорщиков, с 1916 по 1918 год воевал, был ранен, награждён Георгиевским офицерским крестом. После демобилизации обосновался в Москве, во Дворце искусств на Поварской, где получил место библиотекаря и скромную казённую квартиру.

Именно там, во Дворце искусств, в апреле 1920 года состоялась его встреча с Цветаевой. 27 стихотворений, адресованных Вышеславцеву, биограф Цветаевой А.А. Саакянц назвала «поэмой неразделённой любви».

«Дарила ли Цветаева свои стихи «адресату», писала ли ему?» — спрашивает Саакянц в монографии «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» (Москва, 1997). И сама же даёт ответ: «Вероятно, мы не узнаем об этом: архив Н.Н. Вышеславцева (бумаги, книги) почти весь давно погиб». Автограф Цветаевой на описываемом экземпляре позволяет ответить на поставленный исследователем вопрос.

О встречах Цветаевой с Вышеславцевым свидетельствуют также её акварельный портрет, написанный Вышеславцевым в 1920 году, и выполненный им эскиз обложки цветаевского сборника «Вёрсты» (ГИЗ, 1922).
Книгу прозы Цветаевой, увидевшую свет в 1953 году, нельзя назвать уникальной, но и она - памятник эпохи. Её подготовило и выпустило Издательство им. А.П. Чехова, созданное в Нью-Йорке во второй половине 1940-х годов. Издательство ориентировалось на русскую эмиграцию второй волны, а потому в его каталоге значатся «Дар> В.В. Набокова, стихи АА. Ахматовой, рассказы М.А Булгакова, собрание сочинений О.Э. Мандельштама. Именно там впервые был полностью опубликован текст бунинской «Жизни Арсеньева». 3а 10 лег существования Издательство им. АП. Чехова выпустило более 200 книг. В 1956 году из-за финансовых трудностей оно было закрыто, но оставило после себя благодарную память читателей, в том числе и в СССР, где аккуратные томики с характерным издательским знаком на титульном листе всегда ценились библиофилами как небезопасное, но желанное приобретение.


Цветаева Марина Ивановна (1892-1941)
Вечерний альбом. Стихи. Москва, типография А.И. Мамонтова, 1910. 224 с. В современном переплёте работы А.А. Рузайкина с тиснёнными золотом на корешке заглавием и инициалами владельцев: «А. и С. В.». Золототиснёная дублюра. Форзацы «мраморной» бумаги. 18,7x13,5 см. На развороте шмуцтитула 1-й части красными чернилами автограф М.И. Цветаевой - стихотворение «Пахнуло Англией и морем». Тираж 500 экземпляров.
Проза. Нью-Йорк, Издательство имени Чехова, 1953. 411, [3]с. В цельнокожаном переплёте. Рисунок на крышках - глубокого тиснения. Форзацы золотисто-жёлтого шелка. Тонкая кожаная дублюра с золотыми рамками. 20,6x13,9 см.

Предыдущая статья Рассказы Жака Турнеброша (1909 год)
Следующая статья Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1910 год)
Печать
1056 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top