Search
7 марта 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Византийские эмали (1892 год)

Византийские эмали (1892 год)

Никодим Кондаков

«Византийские эмали», прозванные в библиофильской среде «книгой в княжеском уборе», - одно из самых дорогих изданий в истории русского книгопечатания. Известно, что на него израсходовали 120 тысяч рублей серебром - сумму колоссальную для конца XIX века. Средства эти принадлежали петербургскому богачу и меценату, помощнику статс-секретаря Государственной канцелярии Александру Викторовичу Звенигородскому (1837-1903). Путешествуя по Европе и странам Ближнего Востока, Звенигородский собрал значительную коллекцию византийских эмалей X-XI веков. Описать своё собрание он пригласил Н.П. Кондакова.

Никодим Павлович родился в семье вольноотпущенного крепостного князей Трубецких. Первые двадцать семь лет его жизни связаны с Москвой: здесь он окончит 2-ю гимназию, учился в университете на факультете исторических и филологических наук, преподавал в Александровском военном училище и Московской школе живописи и ваяния. В 1871 году Кондаков принял приглашение одесского Новороссийского университета и приступил к чтению курса классической археологии и теории искусства. В1888 году стал профессором Санкт-Петербургского университета и оставался в этой должности 30 лет. Когда Звенигородский предложил ему описать свою коллекцию, Кондаков уже имел репутацию одного из ведущих византинистов России. Работа над книгой заняла у него несколько лет. Собирая необходимый материал, Кондаков неоднократно ездил в Европу и Грузию. Известный историк Г.В. Вернадский писал: «"История и памятники византийской эмали" — может быть, лучшее, что написал Кондаков. Остаётся сожалеть, что из-за роскошного издания книга оказалась так малодоступна».

Издание было не просто роскошным - оно подавляло. Идея оформления принадлежала Звенигородскому. Его советниками и помощниками в работе стали знаменитый гравёр В.В. Матэ (1856-1917) и прославленный художественный критик В.В. Стасов (1824-1906), непосредственно наблюдавший за полиграфическими операциями. Отпечатанные 600 экземпляров (по 200 экземпляров на русском, французском и немецком языках) изначально замышлялись как подносные: весь тираж предназначался «короно-ванньмособам,известаымучёным и выдающимся книгохранилищам». Каждый экземпляр имел богатый футляр. Переплёт из белой шагрени был украшен червонным золотом. Лист с посвящением Александру III, оформленный архитектором ИЛ. Ропетбм (1845-1908), имитировал инкрустацию из драгоценных камней по серебряному фону, для чего использовали только что открытый, а потому высоко ценимый алюминий. Хромолитографированные таблицы с оригиналов лучших русских графиков готовили во Франкфурте-на-Майне, в мастерской Августа Остеррита. Заказ на переплёты отдали в Лейпциг фирме «Гюбель и Денк». Бумагу отливали в Страсбурге. Закладку и шёлковую суперобложку выткали золотыми и серебряными нитями на московской фабрике братьев Сапожниковых. На закладке поместили тканный красными буквами текст из трагедии Еврипида на греческом языке: «Разверни эти говорящие листы, прославляющие мудрых». Русский вариант набирали специально отлитым для этого издания шрифтом в типографии М.М. Стасюлевича (за основу взяли шриоты Остромирова Евангелия). Печатные работы в красках и червонным золотом выполнили в мастерских Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге. Поверх тройного золотого обреза зелёной и красной красками вручную наносили орнамент. Края оореза, прилегающие к переплёту, покрыли алюминиевой краской.

В.В. Стасов, назвавший издание «русским чудом», посвятил ему специальную монографию, озаглавленную «История книги "Византийские эмали"' А.В. Звенигородского» (Санкт-Петербург, 1892). Она была напечатана на трёх языках тиражом 150 нумерованных экземпляров. В Публичной библиотеке для «Византийских эмалей» построили специальный киоск. Газеты публиковали имена счастливых обладателей полиграфического шедевра. В списке значились король Италии, король Румынии, турецкий султан, король Швеции, бухарский эмир, император Австрии, король Бельгии. В библиотеке Эрмитажа по сей день хранится экземпляр, принадлежавший Николаю II, Эпилог этой необычной истории можно найти в записках патриарха российских букинистов Ф.Г. Шилова. «Книга в продажу не поступала, — вспоминал Фёдор Григорьевич полвека спустя. - Все экземпляры были раздарены учреждениям, высокопоставленным лицам и выдающимся учёным. Случайно попавшие на рынок экземпляры продавались по 1000 рублей золотом. Когда же Звенигородский разорился и принуждён был продать свои коллекции эмалей, оказалось, что две трети его собрания были подделкой». Несмотря на это, «Византийские эмали» сохранили свою ценность и значение как один из выдающихся памятников полиграфического искусства.

Говоря о драматической судьбе книги, нельзя не упомянуть о полной драматизма судьбе её автора. В 1918 году академик Н.П. Кондаков покинул красный Петроград и бежал на юг. В январе 1920 года он отплыл из Одессы в Константинополь на французском корабле в одной каюте с И.А. Буниным и его женой. Оказавшись в эмиграции, Кондаков преподавал в Софии и Праге. Умер за рабочим столом. Похоронен на русском кладбище в Ольшанах.


Кондаков Никодим Павлович (1844-1925)
История и памятники византийской змали. Собрание А.В. Звенигородского. Сочинение Кондакова, профессора С.-Петербургского университета и старшего хранителя Императорского Эрмитажа. Санкт-Петербург, [типография М.М. Стасюлевича], 1892. VIII, 394 с. с иллюстрациями, 28 л. цветных иллюстраций - хромолитографии, 4 л. шмуцтитулов, 1 л. - портрет собирателя. Толщина блока 5,4 см. В издательском цельнокожаном переплёте белой шагрени с тиснением червонным золотом. Суперобложка и закладка - цветная парча с золотом. Печатные форзацы - византийский орнамент с золотом. Тройной золотой обрез вручную орнаментирован красной и зелёной красками. Обложки - хромолитографии с серебром. 37,3x28,8 см. В издательской коробке. Тираж на русском языке - 200 нумерованных экземпляров. Экземпляр № 154.

Предыдущая статья Водный путь от Томска до Омска (1891 год)
Следующая статья Путешествие на Восток (1893-1897 годы)
Печать
1399 Оценить статью:
5.0

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top