Search
14 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Военная галерея Зимнего дворца (1845-1849 годы)

Военная галерея Зимнего дворца (1845-1849 годы)

Летом 1814 года, во время посещения Лондона, Александр I узнал о желании принца-регента разместить в Виндзорском замке портреты полководцев-победителей Наполеона. Вероятно, именно тогда в голове российского императора созрел замысел Военной галереи в Зимнем дворце. Для реализации величественного проекта в Россию был приглашён академик художеств Джордж Доу (1781-1829). За неполных 10 лет, с 1819 по 1828 год, английским живописцем и его русскими учениками В. Голике (1802-1842) и А. Поляковым (1801-1835) были созданы 322 портрета генералов русской и союзных армий, входивших в последнюю антинаполеоновскую коалицию.

Вот как описывает историю создания Военной галереи известный искусствовед, историк русского военного костюма В.М. Глинка: «Под мастерскую Доу была отведена одна из зал Эрмитажа. Здесь проходили перед художником позировавшие ему генералы. Те, кто не могли приехать в Петербург, присылали свои портреты, служившие материалом для Доу и его помощников. Родственники и друзья убитых и умерших генералов доставляли в столицу сохранившиеся у них изображения, по которым в мастерской Доу создавался нужный образ. Лишь 13 рамок, затянутых зелёным шёлком, хранят имена генералов, не доживших до создания Галереи, изображения которых не были разысканы.

В начале 1826 года было приступлено, по проекту архитектора К.И. Росси, к сооружению Галереи, помещённой в самом сердце парадной части Зимнего дворца. Все работы были закончены к концу года, и 25 декабря, в день ежегодного празднования победы над французами и изгнания их из России, состоялось торжественное открытие военной галереи в присутствии генералов, офицеров и солдат - участников войны 1812 года и взятия Парижа».

О впечатлении, которое производила галерея на современников, свидетельствуют строки из стихотворения Пушкина «Полководец»:

У русского царя в чертогах есть палата.
Она не золотом, не бархатом богата...
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью Двенадцатого года...

Галерея чуть не погибла в декабре 1837 года во время страшного пожара, уничтожившего старую отделку и перекрытия Зимнего дворца. К счастью, всё портреты были вынесены из огня солдатами гвардейских полков, спасавшими дворцовое имущество.

Осуществлённое в 1845-1849 годах шеститомное издание «Император Александр I и его сподвижники. Военная галерея Зимнего дворца» объединило портреты и биографии российских генералов, участвовавших в Отечественной войне и заграничных походах.

Редактор издания и составитель многих текстов - Александр Иванович Михайловский-Данилевский (1790-1848), известный военный историк и мемуарист. Выпускник Геттингенского университета, он в августе 1812 года добровольцем вступил в Петербургское ополчение, где стал адъютантом М.И. Кутузова. Вместе с Кутузовым Михайловский-Данилевский отправился в действующую армию, вёл при командующем журнал военных действий. Участвовал в Бородинской битве. В сражении при Тарутине был ранен. Вернувшись в строй посте ранения, окончил войну в Париже.

Свои военные мемуары Михайловский-Данилевский начал публиковать ещё в 1816 году, а с 1835-го стал официальным историографом Отечественной войны. Получив, с разрешения императора, доступ к важнейшим государственным бумагам, включая материалы Генерального штаба и личный архив Александра I, он создал первое полномасштабное описание кампаний 1812-1814 годов. Русские журналы писали тогда: «Мы не помним историю военных действий, написанную лучше, яснее, увлекательнее».

«Военная галерея Зимнего дворца» стала одним из последних трудов историка. Заключительные тома увидели свет уже после его смерти.

Высочайшее качество гравюр и полиграфического исполнения определили устойчивый читательский интерес к изданию. Полный комплект стал редкостью уже в XIX веке, поэтому в 1912 году, к 100-летию Отечественной войны, было выпущено повторение — однотомный большеформатный альбом фототипий.


Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца, издаваемая с Высочайшего соизволения и посвященная Его Императорскому Величеству Государю Императору. Жизнеописания сочинения генерал-лейтенанта А.И. Михайловского-Данилевского. Портреты с подлинников Дова рисованы парижскими художниками Гюо и Долле. Издание В. Межевича и И. Песоцкого. [В 6-ти томах.] Санкт-Петербург, в типографии Карла Крайя, 1845-1849. Т.1.1845. VI, 256 с. с раздельной пагинацией, 1 л. гравированный титул, 25 л. портретов. Т.2. 1846. Портреты с подлинников Дова рисованы И.А. Клюквиным, Долле, Е. Робильяром, И. Робильяром. Издание И. Песоцкого. 242 с. раздельной пагинации, 1 л. гравированный титул, 25 л. портретов. Т.3.1846. Портреты с подлинников Дова рисованы И.А. Клюквиным, Долле, Е. Робильяром, И. Робильяром. Издание И. Песоцкого 242 с. с раздельной пагинацией, 1 л. гравированный титул, 23 л. портретов. Т.4.1846. Портреты с подлинников Дова рисованы И.А. Клюквиным, Долле, Е. Робильяром, И. Робильяром. Издание И. Песоцкого. 195 с. с раздельной пагинацией, 1 л. гравированный титул, 26 л. портретов. Т.5. 1848-1849. Портреты с подлинников Дова рисованы И.А. Клюквиным. Издание ПА Печаткина. 285 с. с раздельной пагинацией, 1 л. гравированный титул, 24 л. портретов. Т.6.1848-1849. Портреты с подлинников Дова рисованы И.А. Клюквиным. Издание П.А. Печаткина. 298 с. с раздельной пагинацией, 1 л. гравированный титул, 25 л. портретов. В шести полукожаных переплётах середины XIX века. 33x23 см. Портреты с оригиналов Дж. Доу - гравюры на стали. В связи с тем, что после смерти А.И. Михайловского-Данилевского редактором издания стал военный историк Александр Васильевич Висковатов (1804-1858), в 5-м и 6-м томах изменился подзаголовок: «Жизнеописания, составленные под редакцией генерал-лейтенанта А.И. Михайловского-Данилевского и гвардии полковника А.В. Висковатова».

Предыдущая статья Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев (1845 год)
Следующая статья Картины русской живописи (1846 год)
Печать
648 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top