Search

Стихотворный человек

19 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Вологда в её старине (1914 год)

Вологда в её старине (1914 год)

Георгий Лукомский

Одним из известных деятелей культуры в жизни России Серебряного века был Георгий Крескентьевич Лукомский. Будучи архитектором по образованию, он ничего не построил, но просла­вил своё имя как талантливый художник-график, а также как историк и критик в области камен­ного зодчества. Детство и юность Георгия Лукомского прошли в Калуге, Орле и Казани. Окончив в 1903 году Казанскую художественную школу с дипломом техника по архитектуре и учителя рисования, он поступил на архитектурное отде­ление Академии художеств. К занятиям он отно­сился прохладно, несколько раз прерывал учёбу, и в конечном итоге получил диплом лишь через 12 лет. Но именно здесь, в Петербурге, он сбли­зился с «мирискусниками», в частности с А. Бенуа, что не преминуло сказаться на его профессио­нальной деятельности.

Особенно привлекал Лукомского неповтори­мый колорит старых городов. Длительные поездки по России и Европе давали огромный материал для творчества. Уже на выставках 1909- 1910 годов он представил свои живописные и графические полотна. Тогда же появились и его первые публикации - очерки провинциальной старины и обзоры современной архитектуры в журналах «Столица и усадьба», «Старые годы», «Аполлон». В годы Первой мировой войны одна за другой вышли в свет книги «Памятники ста­ринной архитектуры России в типах художе­ственного строительства», «Старинная архитек­тура Галиции», «Прогулки по старым кварталам Парижа», издания о памятниках отдельных губерний. И всё это было опубликовано Геор­гием Крескентьевичем к тридцати с небольшим годам.

В это время, а именно в начале XX века, в Рос­сии с особым вниманием стали изучать памят­ники древности русского северо-востока и од­новременно развивалось паломничество на места, чтобы воочию ознакомиться с образ­цами старинной архитектуры и иконописи. В 1913 году Северный кружок любителей изящ­ных искусств, членом которого был и Георгий Лукомский, организовал в Вологде чтение лек­ций по истории архитектуры в России. Эти лек­ции и послужили поводом к возникновению мысли об издании книги о Вологодской старине. В течение лета членами кружка - Е. Волко­вым, С. Перовым, И. Евдокимовым, Н. Серовым - были сделаны несколько сот снимков с памят­ников старины, собраны исторические и библи­ографические сведения о городе. И в результате объединенные Лукомским воедино материалы явили в свет увлекательный рассказ о городе русского Севера - Вологде.

В далеком XI веке у новгородцев завязались торговые отношения с финскими племенами, населявшими тогда огромные пространства Вологодской области. Правда, мирная торговля продолжалась не особо долго - новгородские летописи сообщали о постоянной борьбе между «ушкуйниками» и финнами. Захватывая у них одну местность за другой, новгородцы сразу же устраивали на завоеванных землях свои поселе­ния, возводили крепости, строили храмы. Так возникла и Вологда.

Некоторые связывали происхождение назва­ния от мифических богатырей Болотов, другие - от имен скандинавских князей Всеволода и Рогвальда, а в переводе с языка одного из финно-угорских племен слово «Вологда» означало «светлая, ясная». Но, как часто бывало на Руси, точных сведений об основании города не сохра­нилось: «В лето 6655 (т.е. в 1147 году) Преподоб­ный отец наш Герасим прииде на Вологду и во имя Пресвятые Троицы монастырец возгради от реки Вологды». Ровесница Москвы, Вологда быстро росла и набирала политический вес. Из-за выгодного географического положения город постепенно становился торговым центром Севера. Здесь пересекались пути Новгорода, Мос­квы, приволжских городов, через Вологду везли пушнину, рыбу, лен. Естественно, город не мог не привлечь внимания соседних княжеств - Мос­ковского и Тверского, - которые на протяжении двух веков вели с Новгородом постоянную борьбу. Всё это продолжалось до 1397 года, пока московский воевода Андрей Альбердов не занял Вологду и другие новгородские города.

Но окончательно Вологда вошла в состав Московского государства только в 1481 году - после смерти сына Василия II Темного князя Андрея Меньшого. К этому времени город имел массивные укрепления и многолюдные по­сады. Царь Иван III сделал город местом ссылки неугодной знати. Здесь «вынужденно прожи­вали» казанский хан Али Алегама, сыновья князя Андрея Васильевича Углицкого - Иван и Дмитрий, литовский воевода Константин Острожский.

Иностранцы же считали Вологду одним из самых красивых городов на Русском Севере. Они восхищались величием многочисленных церк­вей и трудолюбием жителей. Многие иноземные купцы имели здесь свои торговые представи­тельства. Видимо, не случайно первый русский посол направленный в Англию в 1556 году для переговоров, был уроженец Вологды Осип Непея.

Красота и богатство города не могли не при­влечь внимания государя Ивана IV. В 1565 году? он прибыл туда с отрядом стрельцов, и Вологда стала «опричным уделом». Тогда же повелел «рвы копать, подошву бить», и по указу царя начались работы по возведению каменной крепости. В народе стали ходить слухи, что Иван Грозный задумал перенести свою резиденцию в этот северный город, дабы находиться вдали от интриг бояр.

Тяжёлые испытания выпали на долю города в Смутное время. Вологда, как и некоторые дру­гие города Севера, принесли присягу Лжедми­трию. Однако вскоре местные жители встали на сторону Москвы, пополнив войско Минина и Пожарского. А город, оставшись не защищен­ным, был разграблен и сожжён небольшим отря­дом интервентов, затерявшимся в суровых север­ных лесах - «пропили город Вологду воеводы».

В последующие годы город постепенно вос­станавливался. Неоднократно наведывался в эти северные земли Пётр I, где по его приказу было построено множество судов «для сплавления в Архангельск», а также послано более тысячи пудов меди на отливку пушек.

Основание Петербурга, повлекшее за собой перемещение на Балтику торговых и морских путей, сильно подорвали статус Вологды - город оказался в стороне от главных торговых путей, что не преминуло сказаться на его экономиче­ском развитии.

В 1780 году императрица Екатерина II издала указ об учреждении Вологодского наместниче­ства, по которому входившие в его состав земли простирались до Архангельска и Великого Устюга. Тогда же Вологда получила свой герб. Это событие привело к некоторому оживлению торговли и промышленности.

Во время Отечественной войны 1812 года в Вологду, которая находилась далеко в стороне от военных действий, были перевезены сокро­вища московских соборов, Патриаршей риз­ницы и Троице-Сергиева монастыря. Нашествие Наполеона заставило многих жителей Москвы и других городов покинуть свои дома. Среди тех, кто оказался в это время в Вологде, были поэт П. Вяземский, профессор Московского универ­ситета X. Шлецер, известный московский врач Рихтер. До этих пор в Вологде не собиралось столько известных людей - все они внесли заметное оживление в патриархальную жизнь губернского города. И уже через три года здесь была открыта первая типография.

XIX век ознаменовался появлением в городе целого ряда промышленных предприятий - кирпичных, колокольного, сахарного, коже­венного заводов. Но Вологда продолжала оста­ваться и местом ссылки, получив к середине века негласное название «подстоличная Си­бирь». Здесь «побывали» сестра В. Ленина Мария Ульянова, Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов (он же Скрябин), Николай Бердяев, Борис Савин­ков, Анатолий Луначарский. Известный писа­тель Алексей Ремизов назвал Вологду «Север­ными Афинами», так как в начале XX века культурная жизнь ссыльной Вологды являлась источником философской мысли в россий­ской провинции.

Смена же власти, связанная с началом револю­ции и падением самодержавия, в Вологодской губернии произошла мирным путем. И даже больше того, в 1918 году Вологда на время пре­вратилась в дипломатическую столицу нового советского государства - стала местом пребыва­ние здесь посольств и миссий стран Антанты.

А автор нашего повествования о старинном городе Русского Севера в этом же году уехал на Украину, оттуда через Константинополь эми­грировал в Париж, где и продолжил работу как художник и искусствовед. Он написал и проил­люстрировал многочисленные исследования о памятниках мирового зодчества и изобрази­тельном искусстве, устраивал выставки рус­ского искусства. Известия с родины болью отзывались в его сердце: «мы не можем себе представить, что было бы, если бы от нас отняли всю эту созданную веками и предшественни­ками красоту, но мы бессознательно и потому неблагодарно пользуемся, однако, ею, и, притом, не создаем ничего приближающегося по художественной ценности к образцам старины, да и едва ли будем в состоянии когда-нибудь создать что-либо подобное... Мы относимся всё равнодушнее и к нововоздвигаемому, и к порче старинного. И вот мы застраиваем, надстраи­ваем, совсем рушим образцы огромной ценно­сти и красоты и воздвигаем полные кошмар­ного безвкусия новые здания».

После второго Компьенского перемирия и вве­дения немецких войск во Францию в 1940 году, Г. К. Лукомский перебрался в Лондон. Умер же Георгий Крескентьевич в Ницце в 1952 году. Последние годы его жизни неизвестны, как неиз­вестна и судьба огромного архива Лукомского, оставшегося на чужбине.

 


Лукомский Георгий Крескентьевич (1884-1952)

Вологда в её старине: Описание памятников художественной и архитектурной старины составленное и изданное при участии чле­нов Северного Кружка любителей изящных искусств. СПб.: Типография «Сириус», 1914. 364 с. Тираж 2000 экземпляров. Данный экземпляр из 1000-го тиража на веленевой бумаге. Издательская обложка с гравированной рамкой и изображением герба города, утверждённого в 1730 году, выполнена художником С. В. Чехониным. Многочисленные иллюстрации с видами Вологды в тексте. 18,5x13,5 см.

Предыдущая статья 30 лет нефтяного производства братьев Нобель (1914 год)
Следующая статья Старый Львов (1915 год)
Печать
1381 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top