Search
21 сентября 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

ВСТУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Вступительная статья составителей специального выпуска "Библиохроники"

...Если дворянство погибнет как сословие, то роды все же останутся, останется история, которая каждому воздаст по трудам его. Может быть, именно тогда-то и сплотится русское дворянство, если не в виде сословия, то в виде союза, чтобы бороться против общего разрушения, а раз это явится, то явится и потребность знать историю своих дедов и прадедов.

Л. М. Савёлов, «Родословные записи»

Волею судеб авторы-составители данного каталога получили возможность прикоснуться к одной из самых полных частных коллекций, которая существовала в Западной Европе в семье русских дворян-эмигрантов и бережно хранилась и пополнялась ими на протяжении почти пятидесяти лет. Собранные издания посвящены русской геральдике. Мы посчитали себя обязанными сделать описание данной коллекции, поскольку того требует память людей, сохранивших ее, а также история нашей страны, со всеми ее сложными и далеко не однозначными периодами.

* * *

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, герб — это наследственно передаваемое символическое изображение, составленное на основании определенных правил. Символические знаки вошли в употребление с давних времен. Их вырезали на перстнях и наносили на оружие, вышивали на знаменах и предметах личного обихода. Эти знаки появились у людей, желавших выделиться из общей массы, стать более заметными как в мирное, так и в военное время. В Средние века высоко ценились доблесть и храбрость, проявленные на поле брани. И как напоминание о своих заслугах смельчаки, подобно героям древности, стали помещать особые символические изображения на своей одежде и оружии. Это явление особенно распространилось во времена Крестовых походов. Благодаря крестоносцам символические изображения на оружии становятся постоянными. Возникла необходимость в установлении особых правил их употребления, а также потребность в изучении гербов.

Наука о гербах, или геральдика, начала вырабатывать свои принципы в период проведения первых рыцарских турниров. Основы геральдики были заложены в Х веке в Германии, где рыцарские турниры были особенно популярны.

По одной из трактовок, слово «геральдика» происходит от немецкого слова Heeralt — «ветеран». Искусство герольдов (Ads heraldica) появляется в Средние века как одна из важнейших отраслей знаний, юридически необходимых для подтверждения дворянского титула. В то время в Германии герольдами называли также людей, получивших известность благодаря своей доблести и храбрости. Их приглашали в качестве почетных гостей на разные торжества, турниры, бои и празднества.

По другой версии, геральдика происходит от латинского слова heraldus — «глашатай».

Первые гербы на печатях, приложенных к разным документам, относятся к XI веку. Первоначально составление и изменение гербов входило в обязанности судей турниров и герольдов, но начиная с XIV столетия верховная власть присвоила себе исключительное право пожалования и утверждения гербов и установила штрафы за употребление неутвержденного герба, вследствие чего появилась необходимость подтверждать свои права на используемый герб. Во многих государствах была установлена плата за получение права ношения герба. Изменить принятые в гербе изображения могли лишь выдающиеся отличия или совершение владельцем герба поступка, недостойного рыцарской чести. Каждое новое лицо, становившееся дворянином, получало и новый герб. Такова была система гербов в Западной Европе, и в первую очередь во Франции, почему эта система и называется французской или западноевропейской.

Иначе было в Польше, где соседние землевладельцы, обычно находившиеся в родственных связях, в случае угрожавшей им опасности собирались под одно общее знамя, на котором помещался какой-либо знак, переходивший затем и к лицам, собиравшимся вокруг этого знамени. Каждое новое лицо приписывали к существовавшему уже знамени. Когда геральдика проникла с Запада в Польшу, то эти родовые знаки подчинили точным геральдическим правилам построения, и таким образом сложилась польская система гербов.

Итак, в основу западноевропейской геральдики легло начало личное, в основу польской — родовое.

Во второй половине XVII века под влиянием постоянно развивающихся связей с Польшей и Западной Европой начинают появляться гербы и в России. Произошло смешение двух систем. Как для польских гербов основой послужили знаки на знаменах, так и у нас в основу старейших гербов легли знамена тех областей и городов, которые некогда составляли уделы владельцев гербов. Как и в западных странах, в России при составлении герба принимались во внимание личные заслуги его владельца. Так появилась смешанная, или русская, система гербов.

Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу. Если до него и существовали некоторые эмблемы, как, например, двуглавый орел на государственной печати, печати некоторых городов и тому подобные знаки, то они не имели полноты и законченности, им не были присущи постоянные геральдические формы.

По просьбе русского царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича (или Курелича), который в 1673 году написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, поднесенное царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврентия Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россией и восмью европейскими державами, т. е. цесарем римским и королями: английским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Сочинение это, оставшееся в рукописи, служило важным пособием для Посольского приказа. Оригинал этого трактата на латинском языке и его русский перевод хранился в Московском архиве Коллегии иностранных дел.

Дело отца продолжил Петр Великий, при котором было создано специальное учреждение, занимавшееся исключительно знаками отличия, — Герольдия. Но прошло еще более полувека, пока в конце правления Екатерины Великой и в царствование Павла Первого стали появляться российские печатные труды на эту тему. Так, в 1780—1800-е годы свет увидели первые издания генеалогических источников («Бархатная книга» Н. И. Новикова) и первые генеалогические исследования (труды М. Г. Спиридова, И. Г. Воейкова и др.).

Генеалогия заняла прочное место в ряду отечественных исторических дисциплин во второй половине XIX столетия с выходом замечательных родословных справочников князя П. В. Долгорукова, В. В. Руммеля и В. В. Голубцова, князя А. Б. Лобанова-Ростовского.

Расцвет генеалогии в России приходится на конец XIX — начало XX века. Например, до сих пор одним из наиболее крупных библиографических указателей по дворянской генеалогии считается «Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства», составленный Л. М. Савёловым. Второе издание этого труда вышло в Острогожске в 1897 году (см. описание №33 в нашем каталоге). «Лекции по генеалогии» того же автора легли в основу первых тематических курсов в ряде учебных заведений России. Кстати, вплоть до настоящего времени эти лекции являются практически единственным относительно полным учебным пособием по генеалогии. В период с 1897 года до начала 1920-х годов в Петербурге-Петрограде существовало Русское генеалогическое общество, первым председателем которого являлся известный нумизмат Великий Князь Георгий Михайлович. В Москве практически в это же время (с 1904 по 1922 год) работало Историко-родословное общество, председателями которого были Л. М. Савёлов и Н. П. Чулков.

Без существенных изменений система Герольдии пробыла до 1917 года, когда (правописание сохранено): «...в отмену законов, по которым в течение двух столетий утверждение гербов исходило от Верховной власти Российских Императоров, после государственного переворота 27 февраля 1917 года постановлением Временного Правительства от 13 мая 1917 года означенное право в отношении утверждения гербов частных лиц предоставлено было на разрешение Правительствующего Сената, и лишь проекты гербов губернских, городских и иных правительственных мест и обществ должны быть предоставляемы через Министра Юстиции на утверждение Временного Правительства.

На основании нового положения Революционного времени, вступившего в силу 21 мая 1917 года, Правительствующим Сенатом по Третьему его отделению разрешен был к утверждению шестьдесят один проект дворянских гербов.

Означенные гербы утверждены были в период с 1 июня, первого заседания обновленного Совета, по 22-е ноября 1917 года, последнего дня присутствия Правительствующего Сената, упраздненного, как учреждение, после нового государственного переворота 25 октября 1917 года декретом Совета народных комиссаров, принятого Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов в ночь с 21 на 22 ноября того же года и приведенного в исполнение фактическим закрытием здания Сената с утра 27 ноября 1917 года».

Приведенная цитата взята из одного из самых редких изданий по гербоведению — «Указателя к собранию гербов, утвержденных Правительствующим сенатом 1 июня — 22 ноября 1917 года». Книга была издана В. К. Лукомским в 1918 году тиражом всего 10 экземпляров. Она оказалась последней книгой Герольдии времен Российской империи.

Все описания в представляемом вашему вниманию каталоге расположены хронологически — от первых генеалогических книг «Ядро Российской истории» и «Бархатной книги», вышедших в свет во второй половине XVIII века, до последних книг, напечатанных уже в годы Первой мировой войны и период революционных событий 1917 года. Издания одного года в каталоге расположены по алфавиту согласно правилам каталогизации. Заголовки, названия издательств, типографий, организаций и т. п. приведены в соответствие современным нормам орфографии и пунктуации.

В качестве главной системы построения представляемого каталога избрана Хронология, потому что его авторы-составители являются активными участниками проекта «Библиохроника», а настоящий каталог, по нашему мнению, — органичное его продолжение.

Нам показалось важным дать некоторые сведения и об авторах, и об издателях книг, вошедших в каталог, и, самое главное, о коллизиях, которые испытали на своем жизненном пути как представленные издания, так и действующие лица, имеющие к ним непосредственное отношение.

Каталог охватывает практически весь дореволюционный период развития генеалогической и геральдической наук и включает в себя многие значимые издания этого периода. Кроме того, представлены и редкие провинциальные труды, которые издавались археологическими, историческими и другими обществами в различных городах и губерниях Российской империи.

Каталог ни в коей мере не может претендовать на полноту и тем более на научность. И все же мы надеемся, что публикуемые очерки окажутся полезны всем любителям Российской Истории, особенно подрастающему поколению.

Суважением,
авторы-составители

P.S. В дополнение к описанным в основной части каталога книгам добавлены описания еще тринадцати изданий, которые отсутствуют в данной коллекции, но, с точки зрения авторов-составителей, не только являются неотъемлемой частью русской геральдики, но и значительно расширяют представление читателей о ней.

Предыдущая статья От замысла - к воплощению... Эскизы, рисунки, чертежи Ростислава Алексеева (2015)
Следующая статья Судьба Коллекционера
Печать
173 Оценить статью:
Без рейтинга

Документы для загрузки

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top