Search
25 февраля 2020 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Гениальность и помешательство (1885 год)

Гениальность и помешательство (1885 год)

Цезарь Ломброзо

«В высшей степени печальна наша обязанность - с помощью неумолимого анализа разрушать и уничтожать одну за другой те светлые, радужные иллюзии, которыми обманывает и возвеличивает себя человек в своём высокомерном ничтожестве; тем более печальна, что взамен этих приятных заблуждений, этих кумиров, так долго служивших предметом обожания, мы ничего не можем предложить ему, кроме холодной улыбки сострадания. Но служитель истины должен неизбежным образом подчиняться её законам. Так, в силу роковой необходимости, он приходит к убеждению, что любовь есть в сущности не что иное, как взаимное влечение тычинок и пестиков... а мысли -простое движение молекул. Даже гениальность - эта единственная державная власть, принадлежащая человеку, перед которой, не краснея, можно преклонить колена, - даже её многие психиатры поставили на один уровень с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из уродливых форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия. Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, мы найдём, что в некоторых отношениях он вполне основателен». Так начинает свою знаменитую книгу о «параллелях между великими людьми и помешанными» итальянский судебный психиатр и антрополог Цезарь (Чезаре) Ломброзо.

Ломброзо родился в Вероне, в ортодоксальной еврейской семье, из которой вышли многие известные в Италии раввины и талмудисты. В юности он изучал семитские языки - иврит, арабский, арамейский, но затем заинтересовался психиатрией, окончил медицинский факультет университета в Павии и остался там преподавать, а в 1896 году возглавил кафедру психиатрии в Турине.

Ломброзо явился родоначальником антропологического направления в криминологии и уголовном праве. На основе антропометрического метода с привлечением данных патологической анатомии, физиологии и психологии он выдвинул тезис о преступнике как об особом антропологическом типе, обладающем рядом врождённых черт атавистического характера. Согласно теории Ломброзо, знание выявленных и описанных им физических признаков и психических черт, свойственных людям преступного типа, способно помочь идентификации потенциального преступника ещё до совершения им преступления.

Снискавшая на первых порах громкую популярность доктрина Ломброзо в конце концов была отвергнута на том основании, что «преступление - это условное юридическое понятие, меняющее своё содержание в зависимости от условий, места и времени». Тем не менее, заложенные в ней идеи положили начало многочисленным биосоциальным теориям, некоторые из которых применяются в криминологической практике до наших дней.

Продолжая изучать патологии человеческого сознания, Ломброзо написал ряд трудов, где исследовал такие проблемы, как природа политических преступлений («криминально-психологический и социологический» очерк «Анархисты»), любовь у психически больных («Любовь у помешанных»), преступность среди женщин («Женщина-преступница и проститутка»), ксенофобия («Антисемитизм и современная наука»).

Но едва ли не самый громкий читательский успех выпал на долю книги «Гениальность и помешательство», в которой Ломброзо собрал, систематизировал и дал своё толкование различным отклонениям в психике или поведении великих людей. Рассеянность Бюффона, подёргивание лицевых мускулов у Петра Первого, возбудимость Тассо, забывчивость Дидро, вспышки ярости Александра Македонского, склонность к меланхолии Гёте -всё использовалось автором для того, чтобы доказать: гениальность - одна из разновидностей помешательства. Проанализировав «сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом отношении», изучив воздействие на них атмосферных и метеорологических явлений, описав «влияние расы и наследственности на гениальность и помешательство», Ломброзо делает вывод: «Установив столь близкую связь между гениальными людьми и помешанными, природа как бы указывает нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время даёт нам предостережение, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений».

Слава Ломброзо была оглушительной, но недолговечной. Уязвимость теорий итальянского учёного была очевидна уже многим его современникам. 15 августа 1897 года Л.Н. Толстой, которого Ломброзо посетил в Ясной Поляне, пометил в дневнике: «Был Ломброзо, ограниченный, наивный старичок». Позднее там же появилась запись: «Философия Ницше, драмы Ибсена и Метерлинка, наука Ломброзо. Ведь это полное убожество мысли, понимания и чутья». В Библиохронике представлено первое русское издание «Гениальности и помешательства». Чрезвычайная популярность книги у читателей способствовала тому, что экземпляры в хорошей сохранности в наши дни встречаются весьма редко.


Ломброзо Цезарь (Lombroso Chesare; 1836-1909)

Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными. С портретом автора, таблицами и рисунками. Перевод с 4-го итальянского издания К. Тетюшиновой. Издание Ф. Павленкова. Санкт-Петербург: Типография товарищества «Общественная польза», 1885. [1] л. портрет, VIII, 353 с., 3 л. таблиц. В полукожаном переплёте конца XIX века. На корешке золототиснёные имя автора заглавие и инициалы владельца: «А.Г.». 21х14 см. На титульном л. дарственная надпись фиолетовыми чернилами: «Алексею Алексеевичу Гвоздеву от В. [окончание надписи «зарезано» при переплёте] 5.Х.1885».

Предыдущая статья Наши знакомые (1884 год)
Следующая статья Брюхо Петербурга (1887 год)
Печать
491 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top