Search
11 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Горе от ума (1913 год)

Горе от ума (1913 год)

Александр Грибоедов

Дипломат, драматург, поэт Александр Сергеевич Грибоедов был человеком блестящих и разносторонних дарований. Он владел основными европейскими, древними и восточными языками, увлекался философией и археологией, сочинял музыку. Выпускник Московского университета, он во время наполеоновского нашествия добровольно записался в гусарский полк; решив переменить военную службу на гражданскую, поступил в Коллегию иностранных дел; будучи послан секретарём русской дипломатической миссии в Персию, хлопотал там о русских пленных; наконец, как чиновник «по дипломатической части» занял место в штате главноуправляющего Грузией АЛ. Ермолова. Именно там, в Тифлисе, в конце 1822 - начале 1823 года были написаны первые два акта его комедии «Горе от ума». Третий и четвёртый акты создавались летом 1823 года в тульском имении друга.

22 января 1826 года Грибоедова арестовали в крепости Грозной по обвинению в причастности к тайной декабристской организации, однако через полгода он получил освобождение и «очистительный» аттестат. Вернувшись в Закавказье, где в ту пору шла русско-персидская война, Грибоедов сыграл важную роль в заключении выгодного для России Туркман-чайского мира, за что был возведён в ранг полномочного министра-резидента России в Персии. Летом 1828 года он отправился к новому месту службы: согласно статьям составленного им же мирного договора, российский посол должен был следить за взысканием контрибуций и возвращением русских подданных. 30 января 1829 года толпа фанатиков, подстрекаемая слухами о том, что Грибоедов обещал убежище и помощь двум женщинам из гарема родственника шаха, ворвалась на территорию русской миссии и перебила всех там находившихся.

Своеобразный некролог погибшему поэту и дипломату поместил в «Путешествии в Арзрум» знавший и ценивший Грибоедова Пушкин: «Его меланхолический характер, его озлооленныи ум, его доородушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, - всё в нём было необыкновенно привлекательно. Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храорость оставалась некоторое время в подозрении. Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны.. .»

К счастью для нас, после Гриооедова осталась его комедия, которую сам автор при жизни не увидел ни в печати, ни на сцене. Лишь полтора действия «Горя от ума», да и то в сильно искажённом и урезанном виде, были опубликованы театральным альманахом «Русская Талия на 1825 год». Ещё через шесть лет вышла в свет «театральная» редакция комедии. Впервые без цензурных купюр «Горе от ума» напечатали за границей в 1858 году и лишь в 1862 году - в России.

Хроника представляет одно из самых известных изданий грибоедовской комедии -1913 года, с иллюстрациями Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943), в 1910-е годы имевшего репутацию одного из лучших русских книжных графиков. К тому времени, когда художник обратился к грибоедовской теме, за его спиной была солидная школа: он учился в Москве в Классах изящных искусств А. Гунста и в Санкт-Петербургской Академии художеств, совершенствовал технику в Мюнхене. Его профессорами были ПЛ. Чистяков и И.Е. Репин. Первый большой успех пришёл к Кардовскому в 1903 году, когда он проиллюстрировал чеховскую «Каштанку». Затем настал черёд Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

К работе над «Горем от ума» Кардовский приступил в 1907 году и отдал ей пять лет. Чёткие, яркие рисунки выполнялись тушью, гуашью и акварелью. Художник ощущал себя на пике профессионального признания: ведь в 1911 году он был избран действительным членом Академии художеств, а некоторое время спустя - академиком. Подчёркнутая академическая респектабельность - одна из отличительных черт его книг той поры. Через несколько лет, уже в Советской России, Кардовский попробовал вернуться к комедии Грибоедова и в 1919 году создал новую серию иллюстраций, к сожалению, так и оставшуюся неопубликованной.

А роскошный том «Горя от ума», выпущенный Товариществом Р. Голике и А. Вильборга незадолго до Первой мировой войны, уже давно стал классикой жанра и воспринимается искусствоведами как эталон солидного и вместе с тем изящного консерватизма.


Грибоедов Александр Сергеевич (1795 (по другим сведениям - 1790) - 1829)
Горе от ума.
Комедия в четырёх действиях в стихах. С иллюстрациями Д.Н. Кардовского. С.-Петербург, издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1913.4 л. шмуцтитулы, 2 л. цветные иллюстрированные фронтисписы, 158,14 с, 1 л. - факсимиле афиши, [18] с. - факсимиле рукописи, 15 л. тоновых иллюстраций, 10 л. цветных иллюстраций. В цельнокожаном издательском переплёте. Тройной золотой обрез. Форзацы серой бумаги с светло-серыми листьями. Ляссе шёлковое, широкое, оранжевого цвета, с тёмно-красной кисточкой на конце. 34,6x27,9 см. В издательской картонной коробке. Ббльшая часть тиража вышла в шёлковых переплётах.

Предыдущая статья Пакетовые табакерки Императорского фарфорового завода (1913 год)
Следующая статья Детская энциклопедия (1913-1914 годы)
Печать
730 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top