Search
26 февраля 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Горе от ума (1913 год)

Горе от ума (1913 год)

Александр Грибоедов

Дипломат, драматург, поэт Александр Сергеевич Грибоедов был человеком блестящих и разносторонних дарований. Он владел основными европейскими, древними и восточными языками, увлекался философией и археологией, сочинял музыку. Выпускник Московского университета, он во время наполеоновского нашествия добровольно записался в гусарский полк; решив переменить военную службу на гражданскую, поступил в Коллегию иностранных дел; будучи послан секретарём русской дипломатической миссии в Персию, хлопотал там о русских пленных; наконец, как чиновник «по дипломатической части» занял место в штате главноуправляющего Грузией АЛ. Ермолова. Именно там, в Тифлисе, в конце 1822 - начале 1823 года были написаны первые два акта его комедии «Горе от ума». Третий и четвёртый акты создавались летом 1823 года в тульском имении друга.

22 января 1826 года Грибоедова арестовали в крепости Грозной по обвинению в причастности к тайной декабристской организации, однако через полгода он получил освобождение и «очистительный» аттестат. Вернувшись в Закавказье, где в ту пору шла русско-персидская война, Грибоедов сыграл важную роль в заключении выгодного для России Туркман-чайского мира, за что был возведён в ранг полномочного министра-резидента России в Персии. Летом 1828 года он отправился к новому месту службы: согласно статьям составленного им же мирного договора, российский посол должен был следить за взысканием контрибуций и возвращением русских подданных. 30 января 1829 года толпа фанатиков, подстрекаемая слухами о том, что Грибоедов обещал убежище и помощь двум женщинам из гарема родственника шаха, ворвалась на территорию русской миссии и перебила всех там находившихся.

Своеобразный некролог погибшему поэту и дипломату поместил в «Путешествии в Арзрум» знавший и ценивший Грибоедова Пушкин: «Его меланхолический характер, его озлооленныи ум, его доородушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, - всё в нём было необыкновенно привлекательно. Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храорость оставалась некоторое время в подозрении. Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны.. .»

К счастью для нас, после Гриооедова осталась его комедия, которую сам автор при жизни не увидел ни в печати, ни на сцене. Лишь полтора действия «Горя от ума», да и то в сильно искажённом и урезанном виде, были опубликованы театральным альманахом «Русская Талия на 1825 год». Ещё через шесть лет вышла в свет «театральная» редакция комедии. Впервые без цензурных купюр «Горе от ума» напечатали за границей в 1858 году и лишь в 1862 году - в России.

Хроника представляет одно из самых известных изданий грибоедовской комедии -1913 года, с иллюстрациями Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943), в 1910-е годы имевшего репутацию одного из лучших русских книжных графиков. К тому времени, когда художник обратился к грибоедовской теме, за его спиной была солидная школа: он учился в Москве в Классах изящных искусств А. Гунста и в Санкт-Петербургской Академии художеств, совершенствовал технику в Мюнхене. Его профессорами были ПЛ. Чистяков и И.Е. Репин. Первый большой успех пришёл к Кардовскому в 1903 году, когда он проиллюстрировал чеховскую «Каштанку». Затем настал черёд Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

К работе над «Горем от ума» Кардовский приступил в 1907 году и отдал ей пять лет. Чёткие, яркие рисунки выполнялись тушью, гуашью и акварелью. Художник ощущал себя на пике профессионального признания: ведь в 1911 году он был избран действительным членом Академии художеств, а некоторое время спустя - академиком. Подчёркнутая академическая респектабельность - одна из отличительных черт его книг той поры. Через несколько лет, уже в Советской России, Кардовский попробовал вернуться к комедии Грибоедова и в 1919 году создал новую серию иллюстраций, к сожалению, так и оставшуюся неопубликованной.

А роскошный том «Горя от ума», выпущенный Товариществом Р. Голике и А. Вильборга незадолго до Первой мировой войны, уже давно стал классикой жанра и воспринимается искусствоведами как эталон солидного и вместе с тем изящного консерватизма.


Грибоедов Александр Сергеевич (1795 (по другим сведениям - 1790) - 1829)
Горе от ума.
Комедия в четырёх действиях в стихах. С иллюстрациями Д.Н. Кардовского. С.-Петербург, издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1913.4 л. шмуцтитулы, 2 л. цветные иллюстрированные фронтисписы, 158,14 с, 1 л. - факсимиле афиши, [18] с. - факсимиле рукописи, 15 л. тоновых иллюстраций, 10 л. цветных иллюстраций. В цельнокожаном издательском переплёте. Тройной золотой обрез. Форзацы серой бумаги с светло-серыми листьями. Ляссе шёлковое, широкое, оранжевого цвета, с тёмно-красной кисточкой на конце. 34,6x27,9 см. В издательской картонной коробке. Ббльшая часть тиража вышла в шёлковых переплётах.

Предыдущая статья Пакетовые табакерки Императорского фарфорового завода (1913 год)
Следующая статья Детская энциклопедия (1913-1914 годы)
Печать
992 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top