Search
27 февраля 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Два новых военных марша, написанных по случаю коронации Николая I (1825 год)

Два новых военных марша, написанных по случаю коронации Николая I (1825 год)

Жозеф Лудвиг Лоди

Церемония венчания на царство императора Николая I и его супруги Александры Фёдоровны происходила в Успенском соборе Московского Кремля 22 августа 1826 года. Около двух месяцев, начиная с торжественного въезда императорской фамилии в Москву 24 июля и заканчивая праздничным фейерверком у Екатерининского дворца в Лефортове, длились коронационные приёмы и «увеселения». Среди самых значительных событий следует отметить Большой манёвр Московского и Днепровского корпусов; перенесение государственных регалий из Оружейной палаты в императорский дворец; красочные шествия по городу герольдов, объявлявших москвичам о дне коронования; официальные представления Государственного совета, Сената, Синода, иностранных министров, дворянских и купеческих депутаций; парадный обед в Грановитой палате; маскарады в Большом театре и Благородном собрании; народное гуляние на Девичьем поле; грандиозные балы, данные в честь российского императора заведующим коронационной комиссией князем Н.Б. Юсуповым, камер-фрейлиной графиней А.А. Орловой-Чесменской, чрезвычайным французским послом маршалом Мармоном, герцогом Рагузским, английским послом герцогом Девонширским.

По отзыву современников, ранее присутствовавших на торжествах по случаю восшествия на престол Павла I и Александра I, коронация Николая I «превзошла оные и вкусом и великолепием». Подобная компаративность мемуарных свидетельств естественна и даже традиционна: каждая предыдущая коронация, на взгляд очевидцев, уступала в пышности и великолепии последующей.

Свою лепту в коронационный сценарий вносили поэты, музыканты, художники. В списке поздравительных од, гимнов и кантат оказались и два военных марша Ж.Л. Лоди, напечатанные в виде авторской аранжировки для фортепьяно. В многословном титульном названии нотного альбома, составленном на французском языке, содержится важное замечание о том, что автор в прошлом был придворным капельмейстером их императорских высочеств: «Lodi ci-devant Maitre de Chapelle de LL<eurs>. AA.<ltesses> Imperiales». Сочинителем маршей был Жозеф Людвиг Лоди, итальянец по происхождению, в конце XVIII века (около 1796 года) недолго живший в Дрездене, а затем перебравшийся в Варшаву, где он получил известность как пианист-виртуоз и композитор. Вместе с тем, как показывает музыкальный словарь Роберта Эйтнера (Eitner Biographisch-Biblio-graphisches Quellen-Lexikon. Graz/Austria. Band 6. 1959), Лоди приобрёл в Европе довольно скандальную репутацию. «Лейпцигская газета» за 1799 и 1800 годы не раз обвиняла его в том, что он присваивал чужие произведения (в частности, сонату Вольфа и три больших дуэта для двух флейт Плейеля), исполняя и даже публикуя их под своим именем или под псевдонимом Штер-кель. Среди неоспоримых сочинений Лоди словарь Эйтнера называет сонату для клавесина «На смерть Моцарта».

В начале XIX века Лоди жил в Твери. Будучи принят в литературно-музыкальном салоне великой княгини Екатерины Павловны, супруги принца Г.П. Ольденбургского, в 18о9-1812 годах занимавшего пост тверского генерал-губернатора, Лоди имел некоторое основание называться «придворным капельмейстером». А.В. Кочубей, адъютант принца Ольденбургского, в «Семейной хронике» писал об итальянском музыканте как о замечательном чудаке, уверявшем всех, что он ученик Моцарта. Кроме «придворной» службы, Лоди давал частные уроки. Из «Дневника» А.М. Бакунина известно, что в 1811 году он учил игре на клавесине его жену Варвару Александровну.

Написав два марша в честь коронации Николая I, Лоди, конечно, рассчитывал обратить на себя внимание первых лиц государства. Трудно сказать, оправдались ли его надежды. Музыкальное сопровождение коронационных торжеств обычно строго регламентировалось и носило традиционный характер. Так, во время обеда в Грановитой палате музыканты и певчие «услаждали в продолжение стола слух присутствовавших прелестнейшею гармониею избранных пьес», представлявших собой фрагменты опер «La Dame du Lac» Россини, «Олег» Сарти (текст М.В. Ломоносова) и «Сотворение мира» Гайдна.

На балу у графини А.А. Орловой-Чесменской, по воспоминаниям французского путешественника Ф. Ансело, прибывшего в Россию в 1826 году в составе свиты герцога Рагузского, «в продолжение ужина оркестр кавалергардов играл бравурные мелодии». Когда же сам герцог Рагузский, дававший бал в доме князя А.Б. Куракина на Старой Басманной улице, предложил высокому собранию послушать кантату, специально написанную по этому случаю, император запретил её исполнение.

Трудно сказать, действительно ли марши Лоди в те дни прозвучали в присутствии императорской фамилии, как об этом говорится в заглавии их отдельного оттиска. Однако богатое оформление издания, в том числе золотые накладки на переплёте, позволяют предположить, что в Библиохронике представлен подносной экземпляр, предназначавшийся для высочайших особ.


Лоди Жозеф Лудвиг (Lody Josephe Louis)

Deux nouvelles marches militaires composees a l' occasion du couronnement de Sa Majeste Imperiale Nicolas I Empererur de Toutes Les Russies presentees a S.<a> M.<ajeste> l'Emperereur et dediees aux braves Troupes russes par Lody ci-devant Maitre de Chapelle de LL<eurs>. AA.<ltesses> Imperiales arr: pour le piano par l'auteur. A Moscou: grave a l'Imprimerie chez C. Wenzel, [1825]. [Два новых военных марша, сочинённых по случаю коронации Его Императорского Величества Николая I, Императора Всероссийского, представленные Его Императорскому Величеству и посвященные храбрым русским войскам Лоди, в прошлом придворным капельмейстером Их Иператорских Высочеств. Аранжировано для пианино автором. Гравировано в Москве, у К. Венцеля, 1825 - титул на фр. яз.] 7 с. нот. В переплёте зелёного марокена времени издания. На крышках золототиснёные орнаментальные и геометрические рамки. В центре верхней крышки накладка жёлтого металла с символами Музыки и Славы: фанфарами, факелом, лирой, лавровым венком, нотной тетрадью. Золототиснёные подвёртки. Форзацы розовой бумаги. Тройной золотой обрез. 31,5х24,5 см. Редчайшее малотиражное издание в богатейшем оформлении.

Предыдущая статья Кавказский пленник (1824 год)
Следующая статья Памятник отечественных муз (1827 год)
Печать
503 Оценить статью:
Без рейтинга

2 комментарии к статье "Два новых военных марша, написанных по случаю коронации Николая I (1825 год)"

0
0
Avatar image

Станислав

Спасибо за интересный рассказ об интересных нотах!

Нельзя ли уточнить, из какого собрания они взяты? И нет ли возможности получить сканы всех страниц, хотелось бы эти марши сыграть!


0
0
Avatar image

Bibliophile

Добрый день, Станислав!

Ваш запрос направлен владельцу нот. Вам непременно ответят.

С уважением,

Администратор сайта "Библиохроника"

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top