Search
7 марта 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Двор императрицы Екатерины II (1899 год)

Двор императрицы Екатерины II (1899 год)

По мнению историка В. О. Ключевского, одна из неоспоримых заслуг Екатерины II заключалась в том, что «своим обхождением она облагородила жизнь русского двора, в прежние царствования походившего не то на цыганский табор, не то на увеселительное место». О новом, европеизированном облике столичной знати писал дипломат, историк и мемуарист Л.Ф. Сегюр, в 1785-1789 годах представлявший Францию при петербургском дворе: «В обществе можно было встретить много нарядных дам, девиц, замечательных красотою, говоривших на четырёх и пяти языках, умевших играть на разных инструментах и знакомых с творениями известнейших романистов Франции, Италии и Англии. Между тем мужчины, исключая сотню придворных, каковы, например, Румянцевы, Разумовские, Строгановы, Шуваловы, Воронцовы, Куракины, Голицыны, Долгоруковы и прочие, большею частью были необщительны и молчаливы, важны и холодно вежливы... Впрочем, обычаи, введённые Екатериною, придали такую приятность жизни петербургского общества, что изменения, произведённые временем, могли только вести к лучшему».

Историческим документом иного рода, запечатлевшим современников, сподвижников, приближённых Екатерины II, явились силуэтные портреты, выполненные в 1782-1784 годах французским художником Ф.Г. Си до. Это собрание силуэтов, сшитое в два альбома, принадлежало некогда екатерининскому вельможе, сенатору и обер-камергеру Петру Кирилловичу Разумовскому. Затем, вместе с книжной коллекцией Разумовского, оно перешло к великому князю Михаилу Павловичу. Издание силуэтов предпринял Георгий Мекленбург-Стрелицкий - внучатый племянник Михаила Павловича, унаследовавший в 1895 году его библиотеку. Получив докторскую степень в германском университете, принц Георгий поступил на русскую службу, но ответственных постов не занимал. «Полунемец по рождению, но совершенно русский душой», как говорил о нём великий князь Александр Михайлович, он принял самое деятельное участие в подготовке к печати портретов тех, кто окружал его царственную прапрабабку. 

Следуя альбомному оригиналу, издание 1899 года вышло в двух частях, содержавших 189 силуэтов и краткие биографические справки об изображаемых лицах. Цесаревич Павел Петрович, его супруга Мария Фёдоровна, великие князья Александр и Константин представляли в издании венценосную семью. О приоритетах международной политики России начала 80-х годов XVIII столетия свидетельствовали помещённые здесь портреты императора германского Иосифа II, короля прусского Фридриха II Великого, короля польского Станислава-Августа Понятовского, Папы Римского Пия VI, а также восемнадцати членов дипломатического корпуса. Придворный круг составили генерал-адъютанты, флигель-адъютанты, шталмейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины. На почётном месте - изображения светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического и воспитателя наследника престола Н.И. Панина. Научный мир «делегировал» в это портретное собрание академиков Я.Я. Штелина и Л. Эйлера. Архитектор Ю.М. Фельтен и шесть актёров французской оперной труппы олицетворяли искусство. Честь представить русскую литературу выпала автору «Недоросля» Д.И. Фонвизину.

В издание вошли силуэтные портреты самой Екатерины II. Своеобразным комментарием к ним может служить описание внешности императрицы, сделанное французским писателем и мемуаристом К.-Э. де Линем (его изображение также присутствует в книге): «Она была скорее мила, чем красива: глаза и приятная улыбка уменьшали ее большой лоб, но этот лоб был всё. Её подбородок, несколько острый, не выдавался вперёд, не откидывался назад и имел благородную форму. Лицо у неё было чистое, и если б она не задирала так волосы, которые должны бы спускаться ниже и окружать её лицо, она была бы ещё милее».

Выполнив изображения Екатерины II и её двора в малознакомой в России, но широко распространённой во Франции технике, Ф. Сидо явился родоначальником русского силуэтного искусства, а издание его силуэтов, состоявшееся только век спустя, уже по выходе стало редкостью.


Двор императрицы Екатерины II. Её сотрудники и приближённые. Сто восемьдесят девять силуэтов Сидо. [В 2-х томах.] Санкт-Петербург, типография Э. Гоппе. 1899. Т. 1.3 титульных л., 60 с, 93 л. кальки с текстом, 93 л. иллюстраций - силуэты № I—ХСIII. Т. 2. 3 титульных л., 96 л. кальки с текстом, 96 л. иллюстраций - силуэты № XCIV—CLXXXIX. В двух цельнокожаных переплётах времени издания с золототиснёными заглавиями на верхних крышках и корешках. Цветные форзацы полихромной печати с изображениями стеблей, листьев и золотых цветов. Блоки не обрезаны. Печатные обложки сохранены в переплётах. 25,6x18,9 см. Титульные л. и вступительная статья к первому тому - на русском и французском языках.

Предыдущая статья Записная книжка Николая II (1890-е - 1910-е годы)
Следующая статья История кавалергардов (1899-1912 годы) Сборник биографий кавалергардов (1901-1908 годы)
Печать
2375 Оценить статью:
4.3

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top