Search
21 сентября 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Живописец (1781)

Живописец (1781)

Николай Новиков

В начале января 1769 года в Петербурге, в книжных лавках и магазинах, появилась тоненькая брошюрка, журнальчик под игривым заглавием - «Всякая всячина». К удивлению первых покупателей, оказалось, что журнал... раздается бесплатно. Однако на титульном листе было напечатано: «Сим листом бью челом; а следующий впредь изволь покупать». В кругах читающей публики очень скоро выяснилось, что «Всякая всячина» издается самой императрицей и во многом наполняется ее сочинениями. В первом номере журнала венценосный автор намекнула на возможность появления «потомства» «Всякой всячины»: «Я вижу, что за нею последуют законные и незаконные дети; будут и уроды ее место со временем заступать». Так оно и получилось. Но жанровое «потомство» «Всякой всячины» оказалось куда как более злым на язык, чем могла предположить императрица.

Возникшие тут же сатирические журналы не просуществовали и года: «И то и се», «Ни то ни се», «Полезное с приятным» и другие - все они были закрыты, потому что осмелились публиковать на своих страницах не только сугубо юморисгически-поучительные тексты, но и остросоциальные сюжеты с явной критикой государственного строя в России. Был среди этих изданий и журнал «Трутень», который издавал малоизвестный к тому времени Н.И. Новиков.

В отличие от журнала императрицы, «Трутень» выступал с более жестких позиций. Новиков делал акцент на критике крепостного права, предпочитал конкретную «сатиру на лица» общей «сатире на пороки». Недаром эпиграф журнала «Трутень» гласил: «Они работают, а вы их труд ядите». Об издателе журнала Николае Ивановиче Новикове критик В.Г. Белинский отзывался так: «Благородная натура этого человека постоянно одушевлялась высокой гражданской страстью - разливать свет образования в своем отечестве. И он увидел могущественное средство для достижения этой цели в распространении в обществе страсти к чтению».

Н.И. Новиков родился 8 мая 1744 года в селе Тихвинское-Авдотьино, неподалеку от Москвы. Провел несколько лет в гимназии при Московском университете, но вскоре был исключен «за леность и нехождение в классы». В общем, был прогульщиком, как сказали бы сегодня. Затем Новиков поступает на военную службу. В 1766 году, будучи унтер-офицером Измайловского полка, он издал небольшую книжку - «Дух Пифагоров, или Нравоучения его, состоящий в золотых стихах, в письме, посланным сим великим философом к Гиерону Сиракузскому владетелю, и из малых остатков из его писем, сохраненных чрез его учеников и последователей». 33-страничная брошюра с длинным, по стандартам тех лет, названием обошлась Новикову в 13 руб. 50 коп., заплаченных типографии Сухопутного кадетского корпуса. С чего бы унтер-офицеру Измайловского полка интересоваться сочинениями древнего грека?

И тут надо заметить, что золотые стихи Пифагора - это свод нравственно-этических норм так называемой пифагорейской этерии, одного из самых древних и загадочных тайных обществ в истории. Именно пифагорейская этерия стала прототипом для организации Ордена вольных каменщиков - франкмасонов, ведущего свою историю от существовавшего в средневековой Германии братства каменотесов. В России франкмасонство укоренилось в 30-е годы XVIII века как «союз, имевший целью развитие благородных стремлений и усовершенствование собственных моральных качеств, а также способствование к созданию правильного человеческого общества».

По-видимому, Новиков еще в молодости искал в масонстве основу для своих идейных, историософских и моральных взглядов. Хотя первые документально подтвержденные его контакты с русскими масонами относятся к 1775 году, «...“христианские илюминаты”, подобные Мартинесу де Паскуалису, маркизу Сен-Мартену, Жану-Батисту Виллермозу, графу Жозефу де Местеру, Николаю Новикову <...>, возрождали христианство в его глубинных мистериальных началах, пусть даже иногда чуждых догматизму официальной церковности», - отмечает современный переводчик и исследователь христианской эзотерики В.А. Ткаченко- Гильдебрандт в предисловии к книге «Золотые стихи Пифагора» (СПб., 2017).

Как бы там ни было, эта «пифогорианская» брошюра стала началом издательской деятельности Новикова. Поначалу книг он выпускал мало. А известность как к издателю к нему пришла как раз с началом издания сатирического журнала «Трутень». С мая 1769 по апрель 1770 года вышло в свет 53 «листа». Тираж издания составил более 600 экземпляров - очень прилично по тем временам в России. Расхватывали их моментально, и вскоре понадобилось второе издание.

Вот один из образцов «сатиры на лица» «Трутня»: «Молодого российского поросенка, который ездил по чужим землям до просвещения своего разума и который, объездив с пользою, возвратился уже совершенно свиньею, желающие смотреть могут его видеть безденежно по многим улицам города».

«Екатерину II это “объявление” разгневало», - пишет отечественный книговед и историк книжного дела Е.Л. Немировский в энциклопедическом издании «Большая книга о книге» (М., 2010). «Всякая всячина» сделала выговор «Трутню» Новиков не остался в долгу. «Госпожа Всякая всячина на нас прогневалась, - писал он, - и наши нравоучительные рассуждения называет ругательствами. Но теперь вижу, что она меньше виновата, нежели я думал. Вся ее вина состоит в том, что на русском языке изъясняться не умеет и русских писаний обстоятельно разуметь не может». Это был неприкрытый намек на немецкое происхождение императрицы, которая так и не научилась грамотно писать по-русски.

А затем вышел номер «Трутня» с «объявлением» о наборе любовников для «престарелой кокетки».

Царица была взбешена. Она повелела «иметь за издаваемыми листами самое строгое наблюдение и до передачи журнала подписчикам и в книжные лавки представлять ей на просмотр».

В итоге Новиков принимает решение прекратить издание. Но уже через два месяца в продаже появился еще один новиковский журнал - «Пустомеля». Успели выйти только две книжки журнала. И опять - закрытие.

И тут наступает время, пожалуй, самого интересного новиковского журнала - «Живописец». Историки литературы считают его вообще лучшим русским журналом XVIII века. Он начинает выходить в апреле 1772 года. По 1773 год было напечатано два выпуска «Живописца». В 1775 году в двух частях выходит третье издание. В 1781 - четвертое, самое полное и лучшее издание журнала Н. Новикова.

И тут уже была не только и не столько сатира. Например, в одном из номеров «Живописца» Новиков помещает «Отрывок путешествия в ххх Иххх Тххх», описывавший совершенно разоренную помещиком деревню. «Бедность и рабство повсюду встречалися со мною в образе крестьян», - писал анонимный автор. До сих пор историки и литературоведы спорят, кто был этот аноним. Одни склоняются к тому, что это сам Н.И. Новиков; другие считают автором текста молодого А.Н. Радищева.

На страницах «Живописца» был опубликован и такой текст, посвященный изобретению Иоганна Гутенберга: «Книгопечатание, сближая века и земли, доставляя всем сведение о изобретенном и происшедшем, есть наивеличайшее изо всех изобретений, разуму человеческому подлежащих. Что может более, коли не печатание книг, расплодить единую истину, в забвении бы быть без оного определенную, и родить, так сказать, столько же прямо мыслящих голов, как сам изобретатель той истины, сколько есть читателей. Печатание соблюдает наилучшим образом все истины, доставляет наибольшему количеству народа об оных сведение, чрез то очищает общество от заблуждений...»

«“Плодить истину”, “очищать общество от заблуждений” и стремился всю свою жизнь Николай Иванович Новиков, - отмечает Е.Л. Немировский. - Кратчайший и плодотворнейший путь к этому - книгоиздательская деятельность. Новиков выпустил в свет около тысячи изданий, посвященных самым различным вопросам. Его издательства были, как мы сказали бы сейчас, универсальными».

Еще в 1773 году Николай Иванович организовал первое в России кооперативное издательство - «Общество, старающееся о напечатании книг». Оно выпустило в свет немного - 18 изданий. Зато каких! Первые русские переводы «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, комедий Карло Гольдони «Домашние несогласия» и «Лжец», трагедий Корнеля, «Записок о походах в Галлию» Гая Юлия Цезаря. В 1777-1778 годах в петербургской типографии Академии наук, «иждивением» «Общества», увидел свет первый, пока еще прозаический перевод на русский «Илиады» Гомера - «Омировы творения».

В 1779 году Н.И. Новиков переезжает в Москву. «Огромный импульс книжному торгу на Красной площади придал известный издатель-просветитель Николай Иванович Новиков, в 1779 году взявший в аренду университетскую типографию, помещавшуюся у Воскресенских ворот, - пишет в своей книге «Книжная Москва. Исторические очерки» (М„ 1990) замечательный исследователь русской книжности Борис Васильевич Заболотских. - Быстро приведя ее в порядок и значительно расширив, Новиков менее чем за три года напечатал в ней больше книг, нежели их вышло из ее стен за предшествовавшую четверть века».

Но не менее впечатляют не только статистические данные книгоиздательской деятельности Н.И. Новикова, но и подбор им книжного репертуара. Среди его изданий были: «Собрание разных сочинений в стихах и прозе покойного статского советника Михаила Васильевича Ломоносова, в пользу и употребление российского юношества, обучающегося стихотворству» (1787), «Полное собрание всех сочинений, в стихах и прозе... Александра Петровича Сумарокова» (1781-1782), комедии и трагедии Михаила Матвеевича Хераскова (1733-1807), «Эмиль и София, или Хорошо воспитанные любовники» Ж.-Ж. Руссо... В 1780 - 1781 годах он выпускает первый русский перевод «Золотого осла» Апулея, в 1788 году - «Эмилию Галотти» Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781) в переводе Н.М. Карамзина.

В одном только 1780 году вышло 70 книг, которые издал Новиков. «Теперь главный упор был сделан на учебники, - отмечает Б.В. Заболотских. - Наряду с ними увидели свет поэма “Потерянный рай” Д. Мильтона, “Русские сказки”, “Нравоучительные рассуждения о супружеских должностях”. В 1781 году выпущены еще семьдесят три издания. <...> Новиков помогал буквально всем московским литераторам: одних привлекал к переводам зарубежных книг, других - к участию в периодических изданиях, третьих побуждал к созданию собственных произведений. Не забывал Новиков и о читателях. Желая, чтобы книга вошла в каждый дом, он резко удешевил печатную продукцию, стал на льготных условиях отпускать товар книгопродавцам, порой выдавал в кредит многие тысячи экземпляров книжных новинок».

В 1784 году Н.И. Новиков создает крупнейшее издательство «Типографическая компания». В это время Николаем Ивановичем выпускается примерно треть всей издательской продукции России. Он контролирует деятельность пяти московских типографий.

«Господин Новиков был в Москве главным распространителем книжной торговли, - утверждал Н.М. Карамзин. - Взяв на откуп Университетскую типографию, он умножил механические способы книгопечатания, отдавал переводить книги, завел лавки в других городах, всячески стараясь приохотить публику ко чтению, угадывал общий вкус и не забывал частного. Он торговал книгами, как богатый голландский или английский купец торгует произведениями всех земель: то есть с умом, с догадкою, с дальновидным соображением».

В 1789 году началась Великая французская революция. 14 июля 1789 года пала Бастилия. Екатерина II была напугана. На этом фоне истекший в мае 1789 года срок договора Новикова с Московским университетом Екатерина запретила продлевать. А 24 апреля 1792 года Н.И. Новиков был арестован. Его заключили в Шлиссельбургскую крепость. Книги его издательства велено было «предать огню все без изъятия». Арестован и приговорен к каторжным работам был и главный комиссионер Новикова, московский книготорговец Никита Никифорович Кольчугин. В вину Новикову было поставлено, прежде всего, то, что он - масон, «...у масонов, считавших себя прямыми наследниками древнегреческого мудреца, она естественная религия Пифагора> становилась внерелигиозным рациональным синкретическим вероисповеданием, таившем в себе опасности для национальных государств и традиционных конфессий», - поясняет В.А. Ткаченко-Гильдебрандт.

Как отмечает Е.Л. Немировский: «Таинственность, окружавшая масонские ложи, заставляла власть предержащих относиться к ним с подозрением. Власти пуще всего боялись тайных обществ. Екатерина II преследовала масонов, а между тем они в большинстве своем верой и правдой служили режиму. Членами лож впоследствии были многие русские министры и губернаторы». Неслучайно, что масоном был, например, Александр Сергеевич Пушкин. По некоторым данным, масоном был и В.И. Ульянов (Ленин).

Николай Иванович Новиков был освобожден из тюрьмы лишь после смерти царицы - в ноябре 1796 года. Состояние его пришло в расстройство, но от предложенной императором Павлом - кстати, также масоном, - денежной ссуды он отказался. Впоследствии Новиков хотел возобновить издательскую деятельность, однако новый император Александр I неодобрительно отнесся к этому.

Николай Иванович умер 11 августа 1818 года.


Николай Иванович Новиков (1744-1818)

Живописец, Еженедельное сатирическое сочинение. Часть. I., Часть II. Издание четвертое, вновь пересмотренное и умноженное. В Москве, В Университетской Типографии у Н. Новикова, 1871 года. XII, 146 с., 174с 16,7х 10 см. Цельнокожаный переплет эпохи, корешок с бинтами с золотым тиснением названия по красному ярлычку и растительным орнаментом. Форзацы из бумаги «павлинье перо».

На верхней переплетной крышке остаток наклеенного библиотечного ярлычка «№ Хр.770/Сис.34». На титульном листе Части I владельческие подписи орешковыми чернилами: «А: Д: Борiсовский» и «Городженского уездного училища, по литературе № 26й». Редкость.

Предыдущая статья Краткое руководство к красноречию, или Риторика (1748)
Следующая статья «Ябеда» (1798) «Лирические сочинения» (1806)
Печать
101 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top