Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития (1838 год)
В кабинете Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793-1861), отца автора романа «Что делать?», философа, писателя Н. Г. Чернышевского (1828-1889), стояли два шкафа с книгами (что считалось в те времена «обширной библиотекой»). В них хранились традиционные для деревенских усадебных собраний произведения: сочинения Роллена, Шрекка, аббата Милота, «История Государства Российского» Карамзина, «Энциклопедический словарь» Плюшара, «Путешествие вокруг света» Дюмон- Дюрвиля, «Живописное обозрение» Полевого, «Картины света» Вельтмана, значительное собрание церковных сочинений. По воспоминаниям двоюродного брата Н. Г. Чернышевского, литературоведа, этнографа, академика Петербургской Академии наук А. Н. Пыпина (1833-1904), «к нам проникала новейшая литература. Гаврила Иванович, очень уважаемый в городе, имел довольно большой круг знакомства в местном богатом дворянском кругу, и отсюда он брал для сына, Николая Гавриловича (с детства жадно любившего чтение), новые книги, русские, а также и французские: у нас бывали свежие томы сочинений Пушкина, Жуковского, Гоголя, некоторые журналы...».
Первый номер упомянутого выше научнопопулярного энциклопедического иллюстрированного периодического издания «Живописное обозрение» вышел в Москве в 1835 г.
По структуре журнал являлся аналогом английского «The Penny Magazine», первый номер которого увидел свет в Великобритании тремя годами раньше, 31 марта 1832 г. Каждое воскресенье до 31 октября 1845 г. английские подписчики получали за 1 пенни журнал, богато иллюстрированный в технике ксилографии. Необычайный успех (тираж в 200 тысяч экземпляров в первый же год) обеспечил изданию долговечность и заставил обратить на предприятие внимание не только местных, но и зарубежных журналистов и книгоиздателей.
«Живописное обозрение» в России, как и «The Penny Magazine» на Западе, пришел на смену альманахам. В отличие от последних, выходивших нерегулярно и украшенных небольшим количеством литографий, журналы иллюстрировались с помощью ксилографических клише из французских изданий. Так началась эра популярных массовых иллюстрированных журналов.
Издатель, обозначенный на титульном листе, - Август Семен (Auguste-Rene Semen; ок. 1781-1862), он же - владелец типографии. Словолитчик и издатель Огюст-Рене Семен приехал в Россию из Парижа и обосновался в 1809 г. в Москве, его магазин размещался на Кузнецком мосту в доме Торлецкого-Захарьина. Он прибыл, вероятно, как сопровождающий оборудование для типографии Н. С. Всеволожского. В 1812 гг. Семен был выслан с другими иностранцами в Нижний Новгород и после возвращения оттуда еще какое-то время служил фактором у Всеволожского. В 1818 г. назначен инспектором Московской Синодальной типографии, где и трудился почти 40 лет. В 1837 г. получил за выслугу русское дворянство.
В 1820-1846 гг. он арендовал типографию при Московском отделении Медико-хирургической академии (вероятно, до 1845 г., когда отделение академии было закрыто). В начале 1820-х гг. началась его издательская деятельность. Здесь были напечатаны книги А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1824), вторая глава «Евгения Онегина» (1826), «Цыганы» (1827) и «Братья разбойники» (два издания 1827). Здесь же печатались стихи Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского, Д. И. Давыдова. В 1833 г. увидело свет первое издание комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
В 1820-е гг. типография славилась как лучшая с точки зрения полиграфического оформления книг. Имелось семь основных и множество титульных шрифтов, четыре тысячи матриц. Семен служил посредником между русскими типографиями и французскими фирмами.
В 1828-1830 гг. Семен владел собственной типографией, которую продал в 1846 г. (всего выпущено 1259 названий). Дело отца продолжил сын, А. И. Семен, работавший корректором в Синодальной типографии.
Август Семен взял на себя, по воспоминаниям писателя и литературного критика К. П. Полевого (1801-1867), «все хлопоты по материальной и художественной части» «Живописного
обозрения». Рассчитанное на детей и «людей неученых» издание рекомендовалось Министерством народного просвещения для учебных заведений.
Редактировал, писал статьи, готовил журнал к печати писатель, драматург, критик и журналист Николай Алексеевич Полевой (1796-1846), автор термина «журналистика». Происходивший из старинного курского купеческого рода, Полевой не получил никакого систематического образования. Первоначально обучался под руководством отца, начитанного человека, позже занимался самообразованием. В автобиографии Полевой с «горячей» благодарностью вспоминал, как отец сжигал его детские рукописи. После переезда в Москву он работал у купцов Баушевых, помогал отцу, посещал лекции московских профессоров М. Т. Каченов- ского, П. И. Страхова, А. Ф. Мерзлякова. Одновременно Полевой самостоятельно изучал иностранные языки, русскую грамматику, историю и в 1817 г. дебютировал в журнале «Русский вестник» с патриотическим стихотворениями. В 1820-х гг. он переехал из Курска в Москву, где занимался реализацией продукции водочного завода отца.
В 1825-1834 гг. Полевой в типографии А. Семена начал печатать журнал литературы и науки «Московский телеграф», задуманный как энциклопедическое издание, построенное по принципу европейских обозрений. По личному распоряжению Николая I издание было закрыто за печатный отзыв редактора о пьесе Н. В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». Драма с успехом шла на сцене Александринского театра и заслужила личное одобрение императора. Привезенный с жандармом в Петербург Полевой давал объяснения лично шефу жандармов А. Х. Бенкендорфу. По следам этой истории даже появилась эпиграмма:
«Рука Всевышнего” три чуда совершила:
Отечество спасла,
Поэту ход дала
И Полевого задушила».
Полевому запретили издавать газету «Компас», журнал «Энциклопедические летописи отечественной и иностранной литературы», еженедельное приложение к «Московскому телеграфу». Однако «кипучая деятельность не могла ограничиться переводом какой-нибудь книги, и он, придумывая разные предприятия, решился печатать издание, небывалое до сих пор в России» - вспоминал К. А. Полевой о начале «Живописного обозрения». Права на издание Н. А. Полевой передал А. И. Семену.
Периодичность журнала не обозначалась, «листы» выходили примерно раз в неделю.
В 1837 г. Полевой, в связи с переездом в Петербург, передал редактирование журнала брату - К. А. Полевому, о котором писал: «Я нашел... друга, с которым мог делиться моими надеждами, моими мечтами, друга... которому одолжен я уверенностью, что дружба не мечта поэзии...»
Экземпляр первой части «Живописного обозрения» за 1835-1836 гг. включает 50 «листов», заключен в цельнокожаный переплет с тиснением и имеет ярлык библиотеки Г. П. Короленко (середина XIX в.). На обложке - оттиск печати владельца: под короной его монограмма «ИПГ».
Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей. В 9 т. М.: Издание Августа Семена, 1835-1844. 3-е изд. Том первый. М.: В тип. издателя, с 1 июля 1835 по 1 июля 1836, 1838. 396 с. 27,7х20 см.