Search
23 августа 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Забавы и рассказы (1864 год)

Забавы и рассказы (1864 год)

Ежемесячный журнал «Заоавы и рассказы» для детей младшего, или, как значилось на титульном листе, «первого», возраста выходил в Санкт-Петербурге с 1863 по 1867 год. Его бессменным редактором была писательница Августа Андреевна Цейдлер (рожд. Рыхлев-ская; 1830-1891), печатавшаяся под псевдонимом А. Пчельникова и известная как автор назидательных и обучающих детских книжек. Её перу принадлежат выдержавший несколько переизданий нравоучительный рассказ «Ваня и Катя» и познавательные «Беседы с детьми о ремёслах, производствах, произведениях природы и прочем». Кроме того, Цейдлер перевела на русский язык немецкую «наглядную» энциклопедию «Всё в картинах» и книгу английского астронома Парли «Рассказы детям о солнце, луне и звёздах».

Пристрастия писательницы сказались и на содержании выпускаемого ею журнала. Первое время в нём преобладали рассказы религиозно-нравственного содержания, сценки для домашнего театра, песенки и т. п. Затем стало увеличиваться количество познавательного материала, и в последние годы страницы издания заполняли преимущественно популярные исторические, географические и естественнонаучные статьи, описания путешествий, биографии знаменитых людей. Книжки журнала имели яркое оформление, что также привлекало к нему детскую аудиторию.

В Хронике представлен комплект «Забав и рассказов» за 1864 год. Описываемый экземпляр принадлежал последнему русскому цесаревичу, о чём свидетельствует экслибрис на переднем форзаце книги. Экслибрис изображает ангела, держащего в руках щит. В центре щита - двуглавый орёл с императорским вензелем «Н II» на груди. Поверх изображения надпись: «Из библиотеки наследника-цесаревича и великого князя Алексея Николаевича». Этот хорошо известный библиофилам книжный знак выполнил в 1914 году хранитель древностей Эрмитажа барон А.Е. Фелькерзам.
Наличие в великокняжеской библиотеке журнала, выходившего за сорок лет до рождения наследника престола, имеет своё объяснение. В.А. Дуров в монографии «Книга в семье Романовых» (Москва, 2000) пишет: «Библиотека великого князя Алексея Николаевича, сына Николая II, формировалась из дублетов основного дворцового собрания и книг, подносимых непосредственно цесаревичу. Эта традиция сохранялась с 1859 года, когда А.Ф. Гримму, воспитателю детей императора Александра II, было высочайше повелено не приобретать для библиотеки наследника книг, уже имеющихся в собрании отца, ибо отныне библиотека цесаревича - «продолжение библиотеки Его Императорского Величества». Когда в 1908 году известный русский учёный, археограф и библиограф П.И. Бартенев, основатель и издатель исторического журнала «Русский архив», предложил приобрести свою прекрасную библиотеку для наследника, великого князя Алексея Николаевича, это предложение было отклонено».

Как известно, юному цесаревичу не было суждено продолжить книжное собрание своего отца, разорённое в 1917 году. Остатки его собственной библиотеки также оказались распылёнными среди множества государственных и частных коллекций. Но времена меняются, и сегодня издания, несущие изящный экслибрис работы Фелькерзама, разыскиваются и описываются знатоками как имеющие несомненную культурную и историческую ценность.


Забавы и рассказы. Журнал для детей первого возраста (от 6-10 лет). Составлены А.А. Пчельниковой для детей. Т. IV. Санкт-Петербург, издание М.О. Вольфа, 1864. [2], 346 с. в 2 столбца, 6 л. иллюстраций - цветные литографии. В издательском переплёте: картон крыт вощёной белой бумагой, цвет нанесён литографским способом, золотой орнамент, птицы и цветы - барельефным тиснением. Типовой переплёт для детских книг издательства М.О. Вольфа. 23,8x19,3 см. На переднем форзаце экслибрис великого князя Алексея Николаевича.

Предыдущая статья Женатый священник (1863 год)
Следующая статья Рассуждения и исследования политические, философские и исторические (1864-1865 годы)
Печать
587 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top