Search
30 марта 2020 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Золотой жук (1922 год)

Золотой жук (1922 год)

Эдгар По

 Русские символисты считали его своим предтечей...

Крупнейший классик американской лите­ратуры первой половины XIX века Эдгар Аллан По умер в возрасте сорока лет, прожив жизнь полную труда и лишений. Родившийся в актёрской семье, рано потерявший мать и отданный на воспитание богатому табач­ному торговцу Джону Аллану (отсюда второе имя будущего писателя), он взрослел среди чужих людей, вынужденный беспрекословно подчиняться деспотичной воле приёмного отца: пять лет прожил вместе с ним в Англии, по возвращении в Соединённые Штаты сме­нил несколько школ, а когда поступил в Вир­гинский университет, то вскоре оставил учёбу, так как Аллан отказался заплатить «долги чести», сделанные молодым человеком. Затем были служба в армии, Военная акаде­мия в Вест-Пойнте, отчисление за нарушение дисциплины, разрыв с приёмными родите­лями, женитьба, чреда лишений и безуспеш­ная борьба с ними - пятнадцать лет изнури­тельной литературной подёнщины: осознавая себя поэтом, Пописал заказные критические статьи, рецензии, детективные рассказы, слу­жил редактором в пяти журналах и печатался в тридцати. После его неожиданной кончины появился некролог, в котором говорилось: «Известие о его смерти многих застанет вра­сплох, но мало кто испытает скорбь. Поэта знали у нас в стране - кто лично, кто по раз­говорам; его читали в Англии и некоторых странах континентальной Европы, но у него было мало друзей, можно сказать, совсем не было».

Слава нашла произведения Эдгара По несколько десятилетий спустя после его смерти, но это была поистине мировая слава. Не обошла она и Россию, где творчество амери­канского писателя высочайшим образом оце­нил строгий в своих литературных пристра­стиях Ф. М. Достоевский. Но по-настоящему «своим» сделал По в России Серебряный век. Скупой на хвалебные оценки А. А. Блок писал о нём как о выдающемся художнике XIX сто­летия. Его стихи и прозу переводили В. Я. Брю­сов, К. Д. Бальмонт, К. И. Чуковский.

Самым известным из всего сочинённого По, несомненно, является «Золотой жук» - исто­рия о чудесном обнаружении клада, некогда зарытого пира­тами на американском побе­режье. Рассказ был написан в 1843 году и, напечатанный газе­той «Доллар», сразу же полу­чил стодолларовую премию как победитель организованного редакцией литературного кон­курса. Ещё при жизни писателя «Золотой жук» был многократно переиздан общим тиражом триста тысяч экземпляров, но непрактичный По не сумел извлечь выгоды даже из этого колоссального читательского успеха.

Более всего в рассказе поражает точ­ность деталей, придающих повествованию достоверность исторического документа. Именно это качество отмечал у По Достоев­ский, писавший: «В его способности вооб­ражения есть такая особенность, какой мы не встречали ни у кого: эта сила подробно­стей». Но искусство подлинного художника как раз и проявляется в том, что он соеди­няет вымышленный сюжет с реалиями, ему хорошо известными. Так, действие «Золотого жука» происходит на острове Сэлливан близ Чарлстона, штат Южная Каролина, где Послу­жил рядовым артиллерийской батареи форта Моултри. А основой для подробнейшего опи­сания дешифровки закодированного пират­ского послания послужили статьи о тайнах секретного письма, опубликованные По за два года до создания «Золотого жука».

Именно эту насыщенность деталями постарался передать в своих иллюстрациях к рас­сказу замечательный художник Дмитрий Исидорович Митро­хин (1883-1973). Уроженец Ейска, в котором его дед владел типо­графией, Митрохин после окон­чания местного реального учи­лища перебрался в Москву, где поступил в Школу живописи, ваяния и зодчества, занимался в мастерской у An. М. Васнецова. В 1904 году перешёл в Строганов­ское художественно-промышленное училище. Вскоре уехал в Париж. Два года совершенство­вался там как рисовальщик. По возвращении в Россию начал сотрудничать с московским издательством «Скорпион». Переехал в Петер­бурге. Работал для крупнейших издательских домов - И. Н. Кнебеля, Сабашниковых, «Про­свещение», «Аполлон», «Р. Голике и А. Вильборг». В 1916 году вступил в «Мир искусства».

После октября 1917 года участвовал в работе «РОСТА», рисовал композиции с революцион­ной атрибутикой для газет и афиш, расклеи­вавшихся на петроградских улицах.

Иллюстрации к «Золотому жуку» Митрохин выполнил по заказу Фёдора Фёдоровича Нот-гафта (1886-1942). Искусствовед, коллекцио­нер, хранитель Эрмитажа, Нотгафт в сентя­бре 1921 года основал издательство «Аквилон», специализировавшееся на иллюстрированной книге. Рассказ Эдгара По стал одним из первых детищ вновь созданного предприятия.

Напоённые южным зноем иллюстрации к рас­сказу о пиратах и кладах создавались в замер­зающем Петрограде голодной зимой 1922 года. 4 марта художник писал своему другу, историку искусств П. Д. Эттингеру: «Не знаю, что скажут о моих рисунках к "Золотому жуку" Э. По. Рисо­вал с большой охотой и очень долго, в семигра­дусной температуре замёрзшими пальцами».

Сегодня эти работы Митрохина по праву счита­ются классикой русской книжной графики ХХ века.

А «Аквилон» просуществовал до ноября 1924 года. Ф. Ф. Нотгафту удалось издать лишь около 25 книг тиражом от 500 до 1500 экземпляров. Но среди них - «Белые ночи» Ф. М. Достоев­ского с рисунками М. В. Добужинского, «Што­пальщик» Н С. Лескова с иллюстрациями Б. М. Кус­тодиева, путевые очерки и зарисовки К. С. Петрова-Водкина «Самаркандия». На букини­стическом рынке «аквилоновские» издания ценятся неизменно высоко. Их отличают без­укоризненный художественный вкус и отмен­ное полиграфическое исполнение.


По Эдгар Аллан (Poe Edgar Allan; 1809-1849)

Золотой жук. Рисунки Д. Митрохина. Петербург: «Аквилон», 1922. 54 с. с иллюстрациями. В издательской печатной обложке. 17x14 см. Тираж 800 экземпляров.

Предыдущая статья Помещик (1922 год)
Следующая статья Двенадцать (1925 год)
Печать
844 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top