Search
24 февраля 2020 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Издательство «Academia»: Каталог книг (1927 год) Издательство «Academia» к XVII съезду ВКП(б): Задачи, перечень изданий, план (1934 год) СССР. Издательство «Academia»: Каталог книг (1937 год)

Издательство «Academia»: Каталог книг (1927 год) Издательство «Academia» к XVII съезду ВКП(б): Задачи, перечень изданий, план (1934 год) СССР. Издательство «Academia»: Каталог книг (1937 год)

Вся «Academia» стояла
На книжных полках у него:
Цветами радуги сияла
От Пиранделло до Прево.
Величье мысли! Строгость линий!
Вольтер. Боккачио. Челлини.
Катулл. Жорж Занд. Дефо. Бальзак.
И Сирано де Бержерак.

Так, согласно популярному стихотворному фельетону начала 1930-х годов, выглядела библиотека советского книголюба «средней руки». Сегодня, когда эпоха СССР уходит в про­шлое, мы уже без боязни преувеличения гово­рим об изданиях «Academia» как об одной из вершин советского книгопечатания, а книги с издательской маркой работы Г. П. Любар­ского давно стали предметом вожделения самых взыскательных библиофилов.

Издательство «Academia» возникло в 1921 году при Философском обществе Петроградского университета как сугубо научное. В его редак­ционный совет вошли знаменитые учёные -Э. Л. Радлов, Н. В. Болдырев, Ф. Ф. Зелинский, А. А. Франковский. Название было призвано напоминать о знаменитой афинской академии Платона, а первый том сочинений великого философа античности стал первой книгой издательства. Однако прошло несколько лет, и идея элитарности понемногу ушла в прошлое: продолжая выпускать труды по истории и тео­рии литературы, философии и вопросам искус­ства, «Academia» стала включать в свой репер­туар тогдашние бестселлеры - сочинения Анри де Ренье, Жюля Ромэна, Андре Жида, Марселя Пруста, а затем и вовсе приступила к публика­ции читательского «ширпотреба», например биографий звёзд Голливуда. Однако даже в популярных брошюрах уровень предлагае­мых читателю текстов и художественное оформление оставались неизменно высокими.

Стремясь и в издательской деятельности сохранять принцип научной систематизации, первый директор «Academia» известный юрист А. А. Кроленко предложил поддержанный его преемниками принцип объединения книг в серии - за весь период работы издательства их набралось тридцать восемь: «Поэтика», «Сокровища мировой литературы», «Социаль­ные утопии», «Мастера стиля», «Памятники литературного быта», «Русские мемуары, письма и документы», «Города СССР», «Клас­сики эстетической мысли», «Пушкинская серия»...Вкачестве художников-иллюстраторов «Academia» приглашала лучших книжных гра­фиков того времени. С ней, например, сотруд­ничали Т. А. Маврина, Д. И. Митрохин, В. А. Милашевский, А. Ф. Сафронова, Г. Г. Филипповский и др. Для многих из них именно работа с «ака­демическими» изданиями стала пиком достиг­нутого в области художественного оформле­ния книги.

В 1923 году издательство передали Инсти­туту истории искусства, а шесть лет спустя перевели в Москву и преобразовали в Государ­ственное акционерное общество. В мае 1932 года его возглавил Лев Борисович Каме­нев (1883-1936). Для него, бывшего председа­теля Моссовета, заместителя председателя Совнаркома, члена Политбюро, это назначе­ние была ссылкой, наказанием, назначенным Хозяином за участие в партийной оппозиции. Тем не менее, хорошо образованный, не пона­слышке знакомый с литературным трудом Каменев с азартом включился в работу. Он основал в «Academia» новую серию - «Русская литература», принял участие в подготовке и написал предисловия к вошедшим в неё герценовским «Былому и думам», «Стихотворе­ниям» А. И. Полежаева, «Бесам» Ф. М. Достоев­ского. В подготовленном по его инициативе каталоге «Издательство «Academia» к XVII съезду ВКП(б)» Каменев так определил свои цели на новом посту: «Мировая художественная лите­ратура в своих лучших произведениях -сокровищница, в которой человечество в ходе классовой борьбы накопило громадные цен­ности. Овладеть этой сокровищницей, крити­чески переработать её содержание, сделать его доступным строителям социалистического общества, использовать его в целях формиро­вания нового человека бесклассового обще­ства - такова задача «Academia». В её свете работа издательства заключается в том, чтобы снабдить нового советского читателя канони­ческими текстами крупнейших произведений мировой художественной и мемуарной лите­ратуры в таком научном и художественном оформлении, которое было бы достойно этих крупнейших памятников человеческого твор­чества и в то же время вскрывало их место в драматической истории человеческой куль­туры. Конечно, никогда ни одно издательство старого мира не могло подходить к мировой литературе с подобными целями».

Эти строки были напечатаны в январе 1934-го, а всего лишь год спустя известный детский писатель и литературовед К. И. Чуковский за­писал в своём дневнике: «Очень волнует меня дело Зиновьева, Каменева и других. Вчера читал обвинительный акт. Оказывается, для этих людей литература была дымовая завеса, кото­рой они прикрывали свои убогие политиче­ские цели. А я-то верил, что Каменев и вправду волнуется по поводу переводов Шекспира, оза­бочен юбилеем Пушкина... и что вся его жизнь у нас на ладони. Мне казалось, что он сам убе­дился, что в политике он ломаный грош, и вот искренне ушёл в литературу - выполняя пред­начертания партии. Все знали, что в феврале он будет выбран в академики, что Горький на­метил его директором Всесоюзного Института Литературы, и казалось, что его честолюбие вполне удовлетворено такими перспективами. Мы, литераторы, ценили Каменева: в последнее время, как литератор, он значительно вырос, его книжка о Чернышевском, редактура «Было­го и дум» стоят на довольно высоком уровне. Приятная его манера общения с каждым писа­телем (на равной ноге) сделала то, что он рас­положил к себе: 1) всех литературоведов, гнез­дящихся в Пушкинском Доме; 2) всех пере­водчиков, гнездящихся в «Academia», и проч., и проч., и проч. Понемногу он стал пользовать­ся в литературной среде некоторым мораль­ным авторитетом - и всё это, оказывается, было ширмой для него как для политического авантюриста, который пытался захватить куль­турные высоты в стране, дабы вернуть себе утра­ченный политический лик. Так ли это? Не знаю. Похоже, что так».

Осуждённый по делу Троцкистско-зиновьевского объединённого центра Л. Б. Каменев был расстрелян 25 августа 1936 года. Несколько месяцев спустя издательство «Academia» при­соединили к Гослитиздату. За шестнадцать лет существования оно выпустило свыше 1000 наи­менований. Собрать их все в одной коллекции сегодня практически невозможно, хотя подоб­ные попытки время от времени предпринима­ются. Особенно ценятся экземпляры с сохра­нившимися суперобложками.


Издательство «Academia»: Каталог книг. Ленинград: Типография «Красной газеты» им. В. Володарского, 1927. 16 с. В издательской печатной обложке. 17,5х13 см. На с. 1 владельческая надпись карандашом: «Ю. М. Вальтер». Тираж 15 100 экземпляров. Каталог отпечатан на дешёвой газетной бумаге, а потому плохо сохранился и практически ненаходим. Вальтер Юрий Михайлович - известный московский врач и коллекционер.

Издательство «Academia» к XVII съезду ВКП(б): Задачи, перечень изданий, план. Москва; Ленинград, 1934. 118 с. В издательской печатной обложке по рисунку Ивана Фёдоровича Рерберга (1892-1957). 17х12 см. Тираж 5300 экземпляров. Из части тиража изыма­лось предисловие Л. Б. Каменева. Многие экземпляры были уничтожены полностью. Редкость.

СССР. Издательство «Academia»: Каталог книг, представленных на Международной Выставке 1937 года в Париже. Москва; Ленинград: [Гознак], 1937.151, [4] с. Титульный л. и текст на русском и французском языках. В издательском картонаже. Тираж 2000 экземпля­ров. Издание бесплатно раздавалось на Международной Выставке 1937 года в Париже.

Предыдущая статья «Земля и Фабрика»: Полный указатель изданий (1927 год)
Следующая статья Избранные стихи (1929 год)
Печать
1109 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top