Search
14 ноября 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Искусство учиться прогуливаясь, или Ручная энциклопедия для воспитания (1829 год)

Искусство учиться прогуливаясь, или Ручная энциклопедия для воспитания (1829 год)

Фёдор Ангальт

«Желая обогатить умы и души воспитанников Сухопутного кадетского корпуса, граф Ангальт приказал исписать садовую стену сего корпуса различными нравственными изречениями и изображениями, относящимся к наукам и искусствам. Таким образом вместе учились и ум, и глаза». В рекреационной зале, стены которой также были заполнены изречениями, «был образец Вобановой крепости, в огромном ящике с крышкой. Тут проглядывало очень странное сближение разнородных вещей. Под крышкой были все крепостные виды, а на крышке переплета прибиты были для прочности гвоздями 40 частей “Cabinet des fees” (“Кабинет волшебниц”, 1785-1789). Это французское издание дышало роскошью очаровательных картин. Для чего сближен был Вобан с волшебницами? Вероятно, для приманки», - вспоминал выпускник корпуса и издатель «Искусства учиться» Сергей Николаевич Глинка (1776-1847). Тут же на столах лежали французский словарь военных наук, Библия на трех языках, слова русских проповедников, французский перевод творений Василия Великого и другие книги.

Изречения, пословицы, надписи к памятникам, важнейшие сведения из истории, географии, астрономии и других наук, размещенных на стенах корпуса, граф Фёдор Евстафьевич Ангальт (1732-1794) собрал и поместил в двух изданных им сборниках - «Говорящая стена, или Картина того, что написано на стене сада Императорского Кадетского шляхетного корпуса» (1790) и «Рекреационная зала, или Продолжение и второй том “Говорящей стены, или Картина того, что находится в Рекреационной зале 4 и 5 возрастов”» (1791).

В 1829 г. С. Н. Глинка переработал и объединил эти два издания под названием «Искусство учиться прогуливаясь», снабдив текст девятью иллюстрациями, семь из которых заимствованы из книг Ангальта. Это гравюра «История указывает путь юношам», две таблицы с восемнадцатью различными фигурами, гравюры «Свеча с летящей на огонь бабочкой» и «Пеликан с детьми», чертеж Коперниковой системы и системы Тихо Браге. Дополнительно приложены факсимиле записки графа от 4 января 1794 г. на французском языке и гравированный портрет Ф. Е. Ангальта с сочиненным С. Н. Глинкой двустишием: «Как нежный он отец кадет всегда любя / Был Титом для других, Катоном для себя».

Граф Фёдор (Фридрих) Евстафьевич Ангальт, русский военный педагог, был сыном Вильгельма-Августа, наследного принца Ангальт-Дессау. Поступив в прусскую военную службу, уже в 20 лет он стал флигель-адъютантом Фридриха II, отличился в сражении при Цорндорфе, в 1776 г. вышел в отставку с чином генерал-майора. В 1777 г. граф Ангальт поступил в саксонскую армию и командовал всеми саксонскими войсками. В 1783 г. Екатерина II пригласила его в Россию с чином генерал-поручика и с назначением генерал-адъютантом и шефом Финляндского егерского корпуса. В течение трех лет граф путешествовал по России, занимаясь вопросами народного образования, торговли и промышленности. Представленный им императрице доклад послужил назначению его в 1787 г. главным директором Сухопутного шляхетского корпуса.

С этого момента, воспоминал С. Н. Глинка, «в корпусе началась новая жизнь. С графом Ангальтом вступил в него и начальник, и отец, и наставник. Он один желал бы заменить всех, если бы можно было, но зато все шли по следам его в нежной заботливости о кадетах; дела его доказывают истину этих слов. <…>

Известно, что он был родственником Екатерины и ее генерал-адъютантом. Наружность графа Ангальта была: рост высокий и стройный, прическа короля прусского; зеленый мундир с простыми обшлагами, белые суконные панталоны, ботфорты об одной шпоре. А отчего? От того, что в Семилетнюю войну, спеша к королю, граф не успел надеть другую. “А за это, - говорил он, - я сам наказал себя, чтобы помнить, что надобно всегда быть готовым на свое дело”. Кроткая его душа светилась во всех чертах лица его; проглядывал в них и ум Фридриха II, страстно им любимого».

«Незадолго до своей кончины граф Ангальт подарил мне полное издание Плутарха. Замечу здесь, что все то, что граф нам дарил, и все, что было в нашей увеселительной зале, он покупал на собственное иждивение и сверх того доставлял всевозможные льготы корпусным учителям. Граф Ангальт был мот и расточитель на добрые дела...»

Сергей Николаевич Глинка - писатель, поэт, журналист, старший брат декабриста Федора Николаевича Глинки. Он рано начал переводческую деятельность, писал драмы и либретто героических опер на темы русской истории, патриотические сочинения. Он сознательно посвятил значительную часть творчества сочинениям для детей, стремился продолжать традиции Н. И. Новикова. Среди наиболее известных его изданий: «Русская история в пользу воспитания» (1817-1819); альманахи «Новое детское чтение» (1827), «Незабудочка. Московский альманах на 1824 год» (1826), «Новая игра для детей и картины природы и искусств» (1826), «Сорок басен для детей из лучших древних писателей, выбранные Сергеем Глинкою» (1828) и т. д.

На обороте титула стоят штамп и факсимиле одного из владельцев книги - Всеволода Александровича Крылова (1904-1986), известного библиофила. Его «библиотека была действительно великолепной. Внушительная коллекция древнеславянских рукописей, причем изумительных по степени сохранности, подборка альманахов и сборников XIX в. (многие из них иллюстрированные), традиционные библиографические редкости, оригинальные рисунки в папках - все свидетельствовало о том, что библиофильская фортуна благоволила к Крылову», - вспоминал книговед, литературовед О. Г. Ласунский. Судьба библиотеки В. А. Крылова сложилась удачно: часть ее попала в 1960-х гг. в Национальную библиотеку Кыргызстана, часть - во Всероссийский музей А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

 


Ангальт, Фёдор (Фридрих) Евстафьевич (1732-1794)

Искусство учиться прогуливаясь, или Ручная энциклопедия для воспитания, составленная графом Ангальтом. М.: С. Глинка, 1829. 189 с., 1 л. фронт. (портр.), 1 л. факс. 14х11 см. Текст на рус., нем., франц. и лат. яз.

Предыдущая статья Новые повести в пользу и удовольствие детей (1827 год)
Следующая статья Подарок детям на Святую Пасху 1830 года (1830 год)
Печать
527 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top