Search
16 февраля 2020 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Историческое исследование о местоположении Тмутараканского княжения (1794 год)

Историческое исследование о местоположении Тмутараканского княжения (1794 год)

Алексей Мусин-Пушкин

Сентябрь 1812 года. Москва в огне… Горели дома, церкви, парки. На Разгуляе много служивого люда бегало с вёдрами, чтобы потушить пожар в доме своего барина. Из окон вырывалось пламя, ветер разносил обгоревшие листы старинных рукописей и книг. Горела знаменитая библио­тека сенатора, члена Российской академии наук, графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, которая насчитывала 1200 рукописных и 3000 печатных изданий. А ведь в 1807 году граф соста­вил прошение на имя Александра I, где выразил желание передать рукописную коллекцию библиотеке Архива Коллегии иностранных дел, однако передача не состоялась. Тогда часть сво­его собрания Мусин-Пушкин подарил Оружей­ной палате, за что Александр I поблагодарил его в личном письме и пожаловал табакерку с брил­лиантами. Незадолго до войны граф преподнёс императору список Лаврентьевской летописи.

Считая оставление Москвы невозможным, Мусин-Пушкин не стал вывозить своё собрание из столицы. Спасти книги так и не удалось – сохранилось всего около 20 рукописей, которые находились тогда у других лиц или в ярослав­ском имении Алексея Ивановича.

К потере библиотеки прибавилась и семейная трагедия. В бою под Люненбургом 21 марта 1813 года был ранен, а через два дня скончался вто­рой сын графа – Александр. Смерть 24-летнего сына, пожар Москвы и гибель бесценного собра­ния сильно надломили его. По свидетельству Калайдовича, до конца дней «пасмурный взор его одушевлялся только в беседе любителей оте­чественной истории». 1 февраля 1817 года граф А. И. Мусин-Пушкин умер и был похоронен в родовом имении Иловна Ярославской губер­нии. От Москвы до Иловны крестьяне пронесли на руках гроб с телом своего господина.

Нам же Мусин-Пушкин известен в первую оче­редь как издатель знаменитого древнего текста «Слова о полку Игореве», напечатанного в 1800 году в Москве под названием «Ироическая песнь…» (см. Библиохроника, Т. 1). Активная деятельность Алексея Ивановича как «любителя истории и древностей Российских» занимала важнейшее место в его жизни. Так, открытие в 1792 году на Тамани памятника русской палеографии и эпи­графики XI века – Тмутараканского камня выз­вало живейшее участие Мусина-Пушкина. То была одна из древнейших русских надписей, высечен­ная на большой мраморной глыбе, найденной на месте разрушенной постройки византийского периода: «В лето 6576 индикта 6 (декабрь 1067-го – январь 1068 года) Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Корчева 10 000 и 4000 сажен». Находка подтолкнула графа к написанию его главного сочинения – «Исторического исследова­ния о местоположении Тмутараканского княже­ния», посвященного доказательству расположе­ния княжества на Таманском полуострове.

О местоположении и пределах Тмутаракани учёные спорили не одно столетие. Их различ­ные мнения были основаны большей частью на догадках. Так, В. Н. Татищев полагал Тмутаракань в «княжении Рязанском, в верховье реки Прони». История Новгородская и Степенная книга опре­деляли княжество в Астрахани. Феофан Проко­пович «мнил быть в Литве», князь Щербатов – близ Азова. Все эти догадки произошли от того, что в древних русских летописях «ничего ясного и точного о сем княжении не сказано». Но есть в них «следы и признаки», которые и предложил Мусин-Пушкин в своём исследовании, «собран­ном в свободное от дел моих время».

Любопытно и происхождение названия кня­жения. Некоторые производили его от грече­ского названия крепости на Тамани – Таматарха, «по древнему российскому обыкновению про­износимому» как Томуторокан. Хотя, как писал Василий Никитич Татищев, название на русском имеет не очень хорошее значение – «10 000 тара­канов», ибо число «10 000» по древнему счисле­нию называлось тьма». Другие учёные утверж­дали, что название было получено в средние века от хазар и происходило от тюркского «Таман-Тархан», означающего «город, правитель которого свободен от налогов» или же «город, освобождённый от налогов».

А возникла Тмутаракань на месте Таматархи в 965 году, после разгрома киевским князем Свя­тославом Игоревичем Хазарского каганата. Тму­таракань долго служила убежищем для обижен­ных русских князей. Князь Владимир Святосла­вович в 989 году закрепил Тамань за Русью и посадил там княжить одного из своих двенад­цати сыновей – Мстислава. В 1016 году Мстислав Владимирович, получивший прозвища Хра­брого и Удалого, помог византийскому импера­тору отобрать у хазар Тавриду (Крым). А через семь лет князь построил здесь церковь Богоро­дицы. В центре города была каменная крепость. В ней имелись хранилища зерна, солёного мяса, вяленой рыбы, а также бассейн пресной воды – всё это хранилось на случай вражеской осады. К стенам крепости примыкали кварталы беспо­рядочно построенных домиков, в которых жили ремесленники, рыбаки и крестьяне. А сам город был обнесён мощной стеной из кирпича.

Через Тмутаракань поддерживались полити­ческие и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В Тмутаракани жили касоги, греки, аланы, русские, евреи и армяне. Благодаря сво­ему выгодному положению княжество контро­лировало Подонье, Кубань и Нижнюю Волгу.

А в 1061 году сюда, спасаясь от преследования великого князя Киевского Изяслава Ярославича, бежал монах Киево-Печерского монастыря, впо­следствии знаменитый летописец Никон. Здесь им был основан монастырь – «филиал» Киево­Печерского. Никон прожил в княжестве многие годы, и именно благодаря монаху в первую оче­редь были зафиксированы в исторических хро­никах сведения о Тмутаракани.

Но потом Тмутаракань попала в сферу влия­ния Византии и степных народов Северного Кавказа, прежде всего половцев, и навсегда исчезла из русских летописей. Последний раз о княжестве упоминалось в 1094 году: в этом году Олег покинул его, чтобы сесть в Чернигове. Девяносто лет спустя Тмутаракань считалась на Руси уже потерянной страной.

Тем не менее, Тмутаракань продолжала жить своей жизнью. Арабский географ Идриси при описании Черноморского побережья около 1154 года сообщал, что «Матарха» (Тмутара­кань), расположенная в 20 милях от «устья Рус­ской реки», весьма древний город, а имя его основателя неизвестно, Матарха окружена воз­деланными полями и виноградниками; цари её весьма отважны, мужественны, предприим­чивы и весьма грозны соседним народам. Город этот густо заселён и весьма цветущ; в нём бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краев.

Но несмотря на господство половцев, «влады­чество» Византии и страшное нашествие Батыя – ничто не смогло истребить русское население на Таманском полуострове. Да, Тмутараканское княжество, окружённое со всех сто­рон инородцами, обнищало и утратило своё былое величие. Впрочем, Тмутаракань суще­ствовала ещё в XIII веке. Вот как описывает её жителей венгерский монах, посетивший При­азовье в 1237 году: «Ея владетель и население называют себя христианами, имеют сто жён, все бреют головы, а бороды растят умеренно, за исключением благородных, которые в знак сво­его благородства над левым ухом оставляют немного волос, причём вся остальная голова обрита».

В XV веке Тмутараканью (Матрегой) завладела генуэзская фамилия Гизольфи. Таманские города вновь были вовлечены в международную торговлю с Западом и Востоком. В конце этого столетия на землях бывшего Боспорского цар­ства образовалось независимое от татаро-мон­голов Крымское ханство, в состав которого вошёл и Таманский полуостров. Именно тогда Тмутараканское княжество совершенно исчезло с исторической сцены – его поглотила Осман­ская империя. На месте древнего города турки построили крепость Хункала, просуществовав­шую вплоть до завоевания Крымского ханства и вхождения его в состав России в 1792 году, когда сюда поселились черноморские казаки, основавшие станицу Тамань.

В первой половине XIX века полуостров был практически безлюдным. Самым крупным посе­лением так и оставалась казачья станица. Именно в Тамань в 1837 году прибыл М. Ю. Лермонтов. Здесь великий русский поэт оказался по дороге в ставку генерала Вельяминова из Ставрополя в Геленджик, куда во время Кавказской войны можно было попасть только морским путем.

Результатом этого посещения явилась повесть «Тамань», вошедшая затем в роман «Герой нашего времени» – шедевр русской литературы, высоко оценённый многими выдающимися литерато­рами, в том числе В. Г. Белинским, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым. С тех пор Тамань многие стали называть лермонтовской.

В наше время размеренная жизнь Тамани более всего соотносится с виноделием, с его знаменитым заводом «Фанагория». Недаром у местных жителей, большую часть земель кото­рых занимают виноградники, бытует присказка, что в Тамани сливаются воедино три моря: Чер­ное, Азовское и ещё одно – винное. Таманцы уверены, что именно в их крае произошла тра­гедия с преданным другом бога Диониса – сати­ром Ампелосом, который разбился, упав со скалы. Дабы утешить Диониса, всемогущий Зевс превратил тело Ампелоса в виноградную лозу. С тех пор Дионис «пошёл по миру», обучая людей культивировать растение, чей сок в обработан­ном виде дарит радость, заглушает печаль, спо­собствует, при умеренном потреблении, изряд­ному здоровью.


Мусин-Пушкин Алексей Иванович, граф (1744–1817)

Историческое исследование о местоположении древнего российского Тмутараканского княжения. Издано по Высочайшему Ея Императорского Величества повелению. С.-Петербург: Типография Корпуса Чужестранных Единоверцев, 1794. [8], IV, 64, [4], LXXIV c.; ил. Роскошный марокеновый переплёт эпохи с золотым узорным тиснением по корешку и золототиснёными узорными рамками по обеим крышкам, форзацы из тонированной бумаги, тройной золотой обрез. На отдельных вклейках даны таблица «Род князей владевших в Тмутаракани», раскладная гравюра с надписью и планом Тмутараканского камня и «Чертёж изображающий часть древ­ней России до нашествия татар». В конце основного текста дано «Описание народов, городов и урочищь означенных в чертеже…» Экземпляр без фронтисписа, такой же, как описан у Обольянинова (№ 1137). 25х20 см. Редкость! (Сопиков № 4504; Битовт № 2437).

Предыдущая статья Краткая история о городе Архангельском (1792 год)
Следующая статья Историческое и топографическое описание Москвы (1796 год)
Печать
411 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top