Search
16 февраля 2020 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

История города Елабуги (1871 год)

История города Елабуги (1871 год)

Иван Шишкин

Язык доверительного разговора, подкреплён обширной историографией: правдив, точен и очаровательно прост «дар потомству» - рас­сказ старожила о судьбе родного города Елабуги. Сегодня этот славный город является архитек­турным и художественным музеем-заповедни­ком, бережно хранящим память обо всех извест­ных людях и порой трагических событиях, сформировавших его особую атмосферу. Распо­ложен он недалеко от Казани, посреди зеленого раздолья, точно в том месте, где река Тойма впа­дает в реку Каму. Прямо перед ним «раскинуты луга с озерами», справа высится высокая гора, «налево - обширный сосновый лес».

Эпически просторна история этого места, её начало нарисовано племенами волжских бул­гар, крепостями и легендами о драконах и дру­гих мифических созданиях. Ещё за 512 лет до н.э. разорил и выжег булгарский город Бряхимов (старинное название Елабуги) гнавшийся за скифами персидский царь Дарий. В несколько более поздние времена здесь же находилась часть торгово-караванной дороги, тянущейся из центральных районов Волжской Булгарин до Ледовитого океана. Ав 1164 году Елабуга и ещё пять соседних городов по реке Волге и Каме (в числе которых был город Василь (см. сюжет № 47 настоящего тома)) были взяты русским князем Андреем Боголюбским. Это событие ознаменовало чудесное видение от иконы Вла­димирской Божьей матери в русском стане, а память о былых временах хранит сегодня оди­нокая башня, стоящая в так называемом «Черто­вом городище» окрест современного города, - одна из четырех башен крепости, построенных булгарами.

Интересно, что город, «будучи богаче других и слывя славным», ставший впоследствии одним из центров русского православия, поражающим панорамой церквей, слыл поначалу «рассадни­ком» нечистых сил и шаманов. Вероятнее всего этот феномен был связан с его неоднократными разорениями. Автор цитирует отрывок из мест­ной летописи: «в оставленных жителями Бряхимова каменных опустелых зданиях, поросших кустарником и березами, поселились гады, идольские жрецы и божество их - змий»; далее приводится интересный факт: «Капище жрецов стояло у самой подошвы горы, и они при таком положении реки Камы не упустили случая вос­пользоваться частым разбиением судов. Плаватели приписывали несчастные случаи волшеб­ству жрецов... это наводило такой страх, что все они, не исключая и христиан, приносили жре­цам жертвы».

При Иване Грозном близ места, называвше­гося в книге Большого чертежа «город чертов Елабуга Тож» было основано село Трёхсвятское, ставшее впоследствии современной Елабугой.

В 1780 году приказом императрицы Екате­рины II Елабуга становится уездным городом Вятской губернии и, несмотря на статус, - вскоре первым во многих отношениях. В XIX веке здесь заработал первый в России химический завод, а благодаря купеческим средствам город занял место в десятке первых городов России, в которых было проведено электрическое освещение и водопровод. Автор очерка с гордостью отмечает: «вода приятная и здоровая, проведена трубами из открытых вблизи города родников в устроенные в городе бассейны». Средствами благотворителей (в городе даже был создан специальный «Благотвори­тельный граждан И. И. и Д.И. Стахеевых коми­тет») сформировался и отличающийся цельно­стью по сей день архитектурный облик города, построены не только особняки, но и храмы, больницы, образовательные учреждения, обра­зующие широкие улицы и четкие прямо­угольные кварталы.

Но не только внешним обликом, не купече­ством и даже не благотворительностью известен современному человеку этот город. История любого уголка страны - это, в первую очередь, история каждого отдельного связанного с ним человека. Не каждый может сегодня проявить эрудицию своим знанием географического местоположения Елабуги и не у каждого в голове сформирован её социокультурный образ, но у многих современных людей это название ассо­циируется в первую очередь с именем Марины Ивановны Цветаевой. Именно здесь, в 1941 году поэтесса провела последние 12 дней своей жизни. Именно здесь она делила с сыном Муром (Геор­гием Эфроном) тесную комнатушку в избе с видом на собор Покрова Божьей Матери, что по улице Малой Покровской. Рядом с ней не было ни родных, ни дорогих ей людей, кроме сына. Муж Сергей Эфрон и дочь Ариадна находились в тюрьме, а сестра Анастасия - в лагере... Именно здесь 31 августа поэтесса покончила с собой. Перед уходом из жизни она оставила 3 пред­смертные записки, одна из которых была адресо­вана сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты». Теперь уже не важно, что привело поэтессу к такому поступку, а важно другое - табличка с крестом на Елабужском кладбище, установленная позже её сестрой: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева» и, несмотря ни на что, отслу­женная здесь в конце XX века панихида.

Трагична история и другого русского литера­тора, связанная с этим городом. В. Г. Короленко выступал здесь с октября по июнь 1895 г. в каче­стве защитника семерых крестьян-удмуртов по «мултанскому делу»: предполагаемым участни­кам его вменялось в обвинение ритуальное убийство с целью жертвоприношения некоего нищего - Матюнина. Сфабрикованное дело предавалось широкой огласке, и не только писа­тель, но и лучшие юристы отстояли тогда «за бесплатно» невиновность всех подсудимых. Писатель был оторван от семьи на протяжении всего периода судебных тяжб, ценой его отсут­ствия, отчасти, стала смерть по причине тяжё­лой болезни его дочери - Лёли. Это случилось за несколько дней до успешного окончания слу­шаний, девочке не было года.

Но... переместимся ещё дальше в прошлое: в начале XIX века здесь жила первая в истории России кавалерист-девица, или женщина-офи­цер, Н.А. Дурова. В 23 года она уходит из дома, переодевается в мужское платье и, нарекшись Александром Дуровым, вступает в казачий полк. Дурова участвовала во многих сражениях, но самое знаменательное из них, пожалуй, - Боро­динское, которое, как известно, произошло во время Отечественной войны 1812 года. После, уйдя в отставку, кавалерист-девица переезжает в Елабугу, куда её брат назначается городничим. Здесь она проводит последние 25 лет своей жизни и пишет знаменитые записки, высоко оцененные А. С. Пушкиным и опубликованные им в «Современнике».

Ну а возвращаясь снова к сведениям, приводи­мым в книге, скажем следующее: здесь родился и часто работал русский пейзажист Иван Ивано­вич Шишкин. «Кстати, один из природных наших граждан получил звание академика», - отмечается здесь. «Его произведения и в особен­ности пейзажи лесов получили известность и ценятся любителями изящного». Интересно привести здесь несколько фактов: знаменитый художник происходит родом из городской дина­стии колокололитейщиков, из нее же происхо­дит и автор очерка, Иван Васильевич Шишкин - отец художника.

Был этот город и родиной известного совет­ского психоневролога В.М. Бехтерева, посещал его химик Д.И. Менделеев, русские писатели А.Н. Толстой и Б.Л. Пастернак и многие другие личности, известные сегодня всей России. Имена людей и судеб, увиденных им, город уве­ковечил в многочисленных «домах-музеях» и бронзовых бюстах. Вот так, красивый и вели­чественный внешне, а местами печальный, по духу «Чертов город Елабуга Тож» или «славный город Елабуга» - как ни назови, является сегодня своеобразной «жемчужиной» Татарстана.

 


Шишкин Иван Васильевич (1792-1882)

История города Елабуги. Составил Ив. Шишкин на память добрым и благотворительным моим согражданам. Москва: Синодальная типо­графия, 1871.54 с. 25x15,5 см.

Предыдущая статья Тифлис в историческом и этнографическом отношениях (1870 год)
Следующая статья Путешествие через Московию (1873 год)
Печать
796 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top