Search
9 марта 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

История одного города (1870 год)

История одного города (1870 год)

Михаил Салтыков-Щедрин

Однажды М.Е. Салтыков-Щедрин следующим образом сформулировал кредо писателя-сатирика: «Много есть путей служить общему делу; но смею думать, что обнаружение зла, лжи и порока также не бесполезно, тем более что предполагает полное сочувствие к добру и истине». Сам Михаил Евграфович неизменно следовал этому правилу.

Рождённый через месяц и один день после восстания на Сенатской площади, Салтыков (Н. Щедрин - литературный псевдоним) застал расцвет и упадок николаевской эпохи, сам принял деятельное участие в реализации реформ Александра II и умер в зените царствования Александра III. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду, мать происходила из зажиточной купеческой семьи. Детство в отцовской усадьбе, уроки у сельского священника и крепостного художника-живописца, полтора года в московском Дворянском институте и шесть лет в Царскосельском Лицее, где на одном из курсов, согласно лицейской традиции, писавший стихи Салтыков был объявлен продолжателем Пушкина, служба в канцелярии военного министерства, участие в собраниях кружка М.В. Петра-шевского - последователя и пропагандиста идей французских социалистов-утопистов... Карьера молодого чиновника и литератора круто изменилась в 1848 году, когда автора повестей «Противоречия» и «Запутанное дело», незадолго перед тем опубликованных журналом «Отечественные записки», сослали в Вятку по причине неблагонадёжности его творений. «Вятский плен», как называл своё существование сам сосланный, продолжался восемь лет, но именно они позволили Салтыкову, занимавшему место чиновника особых поручений при вятском губернаторе, накопить прочный запас знаний о реалиях русской жизни, именно они сформировали в нём писателя-сатирика: прогремевшие на всю Россию «Губернские очерки» были опубликованы через полгода после возвращения никому до того не известного Н. Щедрина из ссылки.

Впоследствии постоянно нуждавшийся в средствах Салтыков-Щедрин продолжал совмещать государственную службу и литературный труд: был вице-губернатором в Рязани и Твери, председателем казённой палаты в Пензе, Туле и Рязани. Причиной столь частой «перемены мест» являлись общеизвестные честность, несговорчивость и крутой нрав этого «самого странного чиновника России». «Не успеет Салтыков где-нибудь прижиться, глядь, уже поссорился с губернатором, - вспоминал современник. -Приезжает в Петербург: «Давайте другую палату! Не могу я с этим мерзавцем служить». Получает новую палату - и опять та же история. Так и переезжает с места на место - до полной отставки».

«Полная отставка» в чине действительного статского советника (что соответствовало, согласно «Табели о рангах», воинскому званию генерал-майор) последовала летом 1868 года. В течение следующих двух лет «Отечественные записки» печатали главы «Истории одного города» - произведения, наиболее полно отразившего взгляды писателя на политическую историю и государственное устройство России. В Библиохронике представлено его первое отдельное издание, увидевшее свет сразу же после окончания публикации журнального варианта.

Общее впечатление от новой книги выразил рецензент газеты «Неделя», одним из первых откликнувшийся на «аллегорическую сатиру г. Салтыкова»: «"История одного города" приводит к самым безотрадным выводам. Её мог написать только человек, безнадёжно отчаявшийся в возможности для города Глупова перестать быть Глуповом. Ни одного намёка на лучшую будущность для глуповцев не даёт летопись их города; ни малейшего задатка самостоятельности, ни малейшего проблеска человеческого развития не видно в его глуповцах. Они как были народом головотяпов, так, кажется, и останутся им навсегда».

Как только не называли тогда «Историю одного города» - сатирой, шуткой, пародией, клеветой! Сам писатель весьма раздражённо относился к попыткам определить жанр его творения. Библиограф Д.П. Сильчевский вспоминал, как в 1871 году он двадцатилетним юношей пришёл в дом Салтыкова с рекомендательным письмом в поисках литературного заработка. «Что вы хотели сказать, Михаил Евграфович, вашей «Историей одного города»? - спросил он в начале разговора. -Как её понимать - сатира ли это на историю России или же это что-нибудь другое? Как понимать ваше сочинение?» - «Кто как хочет, тот пусть так и понимает!» - буркнул Салтыков.

Самое серьёзное испытание для любого художественного произведения - проверка временем. Создано века назад, но по-прежнему актуально - экзамен пройден успешно. Почему же так мало радости испытываешь от злободневности сатиры? Ведь как хотелось бы безо всяких сопоставлений читать следующие законотворческие «экзерсисы» одного из глуповских губернаторов: «Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастие устрояют (такие, например, законы о повсеместном всех людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда бывают полезны; есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны; и есть, наконец, законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые не будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают, однако ж, благопотребны в смысле наилучшего в смысле человеческой жизни наполнения. Средние законы имеют в себе то удобство, что всякий, читая их, говорит: какая глупость! А между тем всякий же неудержимо стремится исполнять их. Ты спросишь меня, друг: зачем же издавать такие законы? На это отвечу: цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие - для того, чтобы законодатели не коснели в праздности».

Похоже, России ещё долго не избавиться ни от «средних» законов, ни от «градоначальников» щедринского образца. «Необходимо, дабы градоначальник имел наружность благовидную. Чтоб был не тучен и не скареден, рост имел не огромный, но и не слишком малый, сохранял пропорциональность во всех частях тела и лицом обладал чистым, не обезображенным ни бородавками, ни сыпями. Глаза у него должны быть серые, способные по обстоятельствам выражать и милосердие, и суровость. Такой градоначальник всегда имеет успех. Ибо он бодр, свеж, быстр и всегда готов...».


Салтыков Михаил Евграфович (псевдоним - Н. Щедрин; 1826-1889)

История одного города. По подлинным документам издал М.Е. Салтыков (Щедрин). Санкт-Петербург: В типографии А.А. Краевского, 1870. [2], 248 с. Во владельческом комбинированном переплёте последней трети XIX века: кожаный корешок с тиснёнными золотом именем автора, заглавием и суперэкслибрисом «Х.М.» в нижней части; крышки зелёного коленкора с рамками и растительным орнаментом блинтового тиснения. 21х14 см. На с.1. штемпель с дворянской короной: «Хрисанф Николаевич Мосолов».

Предыдущая статья Описание Петергофа (1868 год); Путеводитель по Петергофу (1909 год)
Следующая статья Сочинения (1873 год)
Печать
564 Оценить статью:
5.0

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top