Search
12 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

История русского театра (1914 год)

История русского театра (1914 год)

Это издание можно назвать первым опытом фундаментальной истории русского драматического театра. По мнению инициаторов столь амбициозного проекта - известного историка литературы Владимира Владимировича Каллаша (1866-1918) и одного из ведущих театральных критиков Николая Ефимовича Эфроса (1867-1923), необходимость подобного исследования зрела уже давно, и они лишь взялись за реализацию идеи, «витавшей в воздухе». В предисловии к первому тому редакторы-составители написали об этом так: «Ни в одной стране театр не играет такой роли, как в России. История русского театра - одна из важных и блестящих сторон в истории русской культуры, но вместе с тем и одна из наименее исследованных. Русское общество относилось и продолжает относиться к театру с особенным напряжённым вниманием и любовью, которые принимали в некоторые моменты характер страстного увлечения, и вместе с тем наше общество слишком мало знакомо с прошлыми судьбами театра. Развитие русского театра шло быстрым темпом. Он - самый юный в семье европейских театров. Он только начал слагаться в стройную форму, когда некоторые западноевропейские сцены уже достигли высокой степени совершенства. Но, начав жить значительно позднее других, русский театр во всех его слагающих частях - и в драматургии, и в искусстве актёра, и в обстановке спектакля - развивался с такой напряжённостью и быстротой, что успел к нашему времени сравняться с западноевропейским театром в глубине и красоте своих достижений, а в иных отношениях, быть может, даже возвысился над ним. Одна из важных причин его быстрого внешнего и внутреннего роста - тот интерес и та любовь русских людей к театру, в благотворной атмосфере которых протекала вся его сравнительно недолгая жизнь. Любовь к театру была у нас несколько особого склада. Она была любовью не только «художественной»; русский зритель шёл в театр не только за эмоциями чисто эстетического порядка: в нём он искал и находил ответы и на иные запросы, в том числе общественные. «Театр-школа», «театр-кафедра» - эти определения особенно подходили к русскому театру. Была эпоха в нашей жизни, очень продолжительная, когда такою школой общественности оказывался чуть ли не исключительно один театр, когда московский Малый театр в своём просветительном значении стоял рядом с Московским университетом, когда только в театре общество находило выход своим наболевшим чувствам. И всё это поставило в России театр в положение совершенно исключительное, придало ему чрезвычайно важную, ответственную и сложную роль, определило некоторые совершенно особые черты в его облике».

Предполагалось, что «Историю русского театра» составят 6 томов, причём завершающий должен был довести театральную хронику «до последних дней, включить в рамки описания и то в театре, что сейчас находится в процессе роста». 

В качестве консультантов издания пригласили московского купца Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929), собравшего богатейшую коллекцию по истории театра и незадолго до того, в 1913 году, передавшего её Академии наук, и петербуржца Николая Александровича Попова (1871-1949), театроведа и режиссёра Театра В.Ф. Комиссаржевской. Авторами театральных обзоров изъявили желание выступить А.В. Амфитеатров, Н.Л. Бродский, В.Я. Брюсов, А.Ф. Кони, Н.О. Лернер.

Заведование художественной частью, в том числе и подбор иллюстративного материала, взял на себя «первый русский импрессионист», прославленный живописец Константин Алексеевич Коровин (1861-1939), известный также как театральный художник, оформивший свыше 100 спектаклей только в императорских Мариинском и Большом театрах. Серийную обложку издания разработал артиллерийский офицер в отставке, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, член Союза русских художников Василий Николаевич Масютин (1884-1955).

Первый и единственный том «Истории русского театра», охватывавший период от народной драмы XVII века до первых постановок «Бригадира» и «Недоросля», вышел в 1914 году. Мировая война отдалила, а две революции сделали невозможным завершение этого интереснейшего замысла. Тех, кто стоял у его истоков, октябрь 17-го разметал по разным городам и странам: В.В. Каллаш стал комиссаром по делам печати в Москве; Н.Е. Эфрос поступил на службу в Тео Наркомпроса; А.А. Бахрушин получил пост директора в собственном национализированном музее; Н.А. Попов продолжал ставить спектакли в различных театрах Петрограда-Ленинграда; а К.А. Коровин и В.Н. Масютин оказались в эмиграции и там окончили свои дни - один во Франции, другой в Германии.


История русского театра. Под редакцией В.В. Каллаша и Н.Е. Эфроса. При ближайшем участии А.А. Бахрушина и Н.А. Попова, художественной частью заведует К.А. Коровин. Т. I [единственный]. Москва, «Объединение», 1914. XII, 364, VIII с. с множеством портретов и иллюстраций, 18 л. чёрно-белых иллюстраций и портретов, 9 л. цветных иллюстраций и портретов. В полукожаном издательском переплёте. Золотая головка. Форзацы в цвет переплёта. Переплёт, титул и обложка работы В. Масютина. 28,9x22,5 см.

Предыдущая статья Отцы и дети судебной реформы (1914 год)
Следующая статья Масонство в его прошлом и настоящем (1914-1915 годы)
Печать
714 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top