Search
24 февраля 2020 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Краткая история построения Нежинского Благовещенского монастыря (1815 год)

Краткая история построения Нежинского Благовещенского монастыря (1815 год)

Иван Чернов

Основателем Благовещенской обители в городе Нежине был митрополит Рязанский и Муром­ский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Святейшего Синода Стефан Яворский – «муж высоким учением знаменитый и ревностью по благочестию прославленный», автор знаменитого сочинения «Камень веры». Он происходил родом из польского местечка Якоре, но после Андрусовского мира, по кото­рому Польше отошла правобережная Украина, православная семья Яворских переселилась в сельцо Красиловку близ Нежина.

Получив образование в Киево-Могилянской коллегии, Яворский решил поступать в католи­ческую школу, а для этого ему пришлось «наружно» принять католичество под именем Станислава Симона (в те времена такой поступок не был исключительным). В 1687 году Стефан вернулся в Киев, принёс покаяние в своём отре­чении от православной веры, был принят снова в лоно её церкви и постригся в монахи.

Став ближайшим помощником Киевского митрополита в его взаимодействиях с Москов­ским правительством, он неоднократно испол­нял различные церковно-административные поручения в Москве. И именно в Москве его вели­чество случай отметил Стефана: умер воевода Шеин, и на погребении в присутствии царя Петра I проповедь поручили говорить Яворскому. Петру понравились и сам проповедник, и его речи. Он указал патриарху Адриану посвятить Стефана в архиереи какой-нибудь из великорус­ских епархий, «где прилично, не в дальнем рас­стоянии от Москвы». Стефан, любивший украин­скую землю, пытался отказаться от этой чести, но в апреле 1700 года был поставлен митрополи­том Рязанским и Муромским. В том же году, после смерти Адриана, царь указал Стефану быть место­блюстителем патриаршего престола.

Многие в Москве Яворского недолюбливали, считали его киевским выскочкой и даже тай­ным католиком. Спустя несколько лет, как в силу интриг, так и по административно-полити­ческим причинам, церковная деятельность Сте­фана совершенно прекратилась. Он не прини­мал никакого участия в подготовительных дей­ствиях к церковной реформе, без него писался Духовный регламент, церковное управление также шло мимо него.

В эти нелегкие годы любимым детищем Явор­ского стал основанный им на родине в 1716 году Нежинский Благовещенский монастырь, назы­ваемый Назарет Богородичный. Обитель рас­положилась в центре старинного города, который уже в XII веке был пограничным селением на юго-восточных рубежах Черниговского кня­жества и назывался Уненеж. В октябре 1239 года войско Золотой Орды во главе с ханом Менгу сожгло Чернигов, уничтожив несколькими днями раньше Уненеж.

А история Нежина уже как средневекового феодального города началась в XVII веке. Поль­ский король Сигизмунд III в 1625 году возвёл на месте старого городища город Нежин, укрепил и сделал его одним из своих форпостов на гра­нице с Россией. Король даровал льготные права и вольности «новоосаженному городу», в резуль­тате чего Нежин получил возможность быстро расти и развиваться. Действительно, к 30-м годам XVII века Нежин уже был окружён высоким зем­ляным валом и глубоким рвом, заполненным водой. Внутри крепости находился каменный замок, построенный по плану французского военного инженера Боплапа – 11 башен и вал с пушками делали крепость неприступной.

С большим воодушевлением встретило насе­ление Нежина весть о воссоединении Украины с Россией. 8 января 1654 года целая делегация от Нежинского полка принимала участие в Переяславской Раде. В этом же году русское посольство во главе с боярином В. Бутурлиным прибыло в Нежин и было торжественно встре­чено жителями под колокольный звон церквей и пушечный салют. На следующий день казаки и население Нежина присягнули на верность России. Церемония проходила на Соборной площади (теперь сквер имени Н. Гоголя), у стен тогда ещё деревянных Николаевского собора и Троицкой церкви.

В XVIII веке город стал одним из главных ремесленных и торговых центров на Левобе­режной Украине. В 1675 году в городе основали свою колонию греческие купцы, которые по разрешению Богдана Хмельницкого приехали сюда на постоянное жительство из захваченной турками Греции. Украинский гетман даровал им самоуправление, освободил от налогов и торговых пошлин. Наиболее интересным тор­говым «делом» предприимчивых греков счита­лось соление огурцов. По преданиям, греки вырастили на нежинской земле особый сорт огурцов и разработали способ их консервиро­вания. Свои соления и маринады они постав­ляли даже в Петербург, к императорскому столу.

В 1782 году Нежин перестал быть полковым городом и утратил не только своё экономиче­ское, но и административно-военное значение. Императрица определила ему роль уездного центра Черниговского наместничества. По ука­занию Екатерины II в числе других украинских казачьих укреплений в Нежине были уничто­жены крепостные стены, башни и бастионы.

Остались только замок, развалины церкви Бого­явления и окружающие её каменные помеще­ния, где некогда казаки хранили оружие, бое­припасы, казну и продовольствие. В 1787 году Екатерина II по пути в Крым сделала остановку в Нежине, где её торжественно встретили пра­вители города и зажиточные греки.

В 1812 году посетил город Нежин и его Благо­вещенский монастырь Иван Чернов, который и составил краткую историю обители, напеча­тав её вместе с некоторыми грамотами и пись­мами митрополита Стефана Яворского, най­денными в библиотеки монастыря. А ведь глав­ные свои «сокровища» – книги, митрополит оставлял монастырю на вечное владение и поль­зование. При этом он с удивительной заботли­востью определил правила устройства мона­стырской библиотеки, имея в виду наилучшую сохранность книг. Составленный им каталог он снабдил элегией на латинском языке: «Идите, книжечки, прежде толь часто находившиеся в руках моих! Идите, слава моя, мой свет, мое украшение! Идите счастливо – уже иных умы питайте, и нектар ваш изливайте другим! Вы составляли мое богатство, мою славу, мой рай, мое утешение… Вы, книги и сочинения мои, про­стите! Приобретённая трудами моими библио­тека, прости! Простите, братия и сожители! Простите все. Прости и ты, гостиница моя, любезная мать-земля!» Но завещанную мона­стырю многочисленную библиотеку в 1731 году императрица Анна Иоанновна повелела пере­нести в Харьковский Коллегиум.

В 1820 году в Нежине была открыта гимназия высших наук. По своему уставу она приравни­валась к университетам и даже чем-то напоми­нала Царскосельский лицей. Нежин приобрёл значение университетского города и стал един­ственным в России уездным городом, который имел своё высшее учебное заведение. За двенад­цать лет существования гимназии было 8 выпус­ков. Среди её выпускников – великий русский писатель Н. В. Гоголь, писатели Е. П. Гребёнка, В. Н. Забила, Н. В. Кукольник, учёный-философ П. Г. Редькин и другие. Уроженцем Нежина был и мореплаватель, один из руководителей пер­вого русского кругосветного морского путеше­ствия Юрий Федорович Лисянский. Не мино­вал Нежина и Тарас Григорьевич Шевченко. Он приехал сюда в феврале 1846 года с поэтом А. С. Афанасьевым (Чужбинским) и пробыл здесь несколько дней, успев познакомиться с питомцем лицея Н. В. Гербелем, будущим пере­водчиком «Кобзаря» на русский язык. Он же стал первым библиографом великого поэта.

Современный Нежин – один из администра­тивных центров Черниговской области Укра­ины, небольшой город с богатой историей.

 


Чернов Иван

Краткая история построения Нежинского Благовещенского монастыря, называемого Богородичным Назаретом. Напечатанная от именитых и благородных Греков братьев гг. Зосимов, в дар христолюбивым читателям. М.: В типографии А. Решетникова, 1815. 85 с., фронтиспис. Составной переплёт эпохи: кожаные уголки и корешок с золотым узорным тиснением, мраморированная бумага, обрез с напылением. На фронтисписе гравированный портрет Стефана Яворского. 20,5х12,5см.

Предыдущая статья О древностях Великого Новгорода (1808 год)
Следующая статья Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей (1816–1823 год)
Печать
646 Оценить статью:
5.0

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top