Search
14 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Кто виноват? (1847 год)

Кто виноват? (1847 год)

Александр Герцен

Роман «Кто виноват?» Герцен начал писать в 1841 году во время новгородской ссылки, куда был отправлен за неосторожную фразу в частном письме о «душегубстве» петербургского будоч­ника, расценённую тайной полицией как «рас­пространение неосновательных слухов». Бла­годаря хлопотам Н. П. Огарёва, В. А. Соллогуба и М. Ю. Виельгорского служба в Новгороде в качестве советника Губернского правления оказалась недолгой, и уже в июле 1842 года Герцен, выйдя в отставку, перебрался в Москву, привезя с собой первую часть нового романа. Роман не понравился московским друзьям, и Герцен бросил работу над ним, не намерева­ясь ни продолжать, ни печатать готовые главы. О дальнейшей судьбе этого непризнанного поначалу сочинения, которое сам автор назы­вал то романом, то повестью, в «Былом и думах» (запись от 8 июня 1859 года) рассказывалось так: «Белинский взял у меня как-то рукопись, -и со своей способностью увлекаться он, совсем напротив, переоценил повесть в сто раз больше достоинства и писал ко мне: "Если бы я не ценил в тебе человека, так же много или ещё и больше, нежели писателя, я, как Потём­кин Фонвизину после представления "Брига­дира", сказал бы тебе: "Умри, Герцен!" Но Потём­кин ошибся, Фонвизин не умер и потому напи­сал "Недоросля". Я не хочу ошибаться и верю, что после "Кто виноват?" ты напишешь такую вещь, которая заставит всех сказать: "Он прав, давно бы ему приняться за повесть!"».

Первая часть романа «Кто виноват?», которая представляла собой не столько сюжетное повествование, сколько мастерски написан­ные «биографии» помещика Алексея Абрамо­вича Негрова и членов его семьи, и где ещё не вышел на сцену главный герой Владимир Петрович Бельтов, была напечатана в журнале «Отечественные записки» (1845, №12; 1846, №4) за подписью: И., что означало начальную букву псевдонима Искандер. Один из самых резких откликов на декабрьскую публикацию принадлежал Ф. В. Булгарину, в марте 1846 года подавшему в III отделение записку «Социа­лизм, коммунизм и пантеизм в России в послед­нее 25-летие». Направленная, прежде всего, против издателя «Отечественных записок» А. А. Краевского, она начиналась с краткого пересказа начальных глав романа «Кто вино­ват?»: «Тут изображён отставной русский гене­рал величайшим скотом, невеждою и разврат­ником. Жена его такая же дрянь. Генерал, будучи холостяком, взял к себе крепостную девку, прижил с нею дочь и, женившись, велел девке выйти замуж за своего камердинера, а дочь сослал в лакейскую. Жена генерала берёт её в комнаты. Эта девушка и учитель генеральского сына-негодяя - герои повести.

Дворяне изображены подлецами и скотами, а учитель, сын лекаря, и прижитая дочь с кре­постной девкой - образцы добродетели».

Донос Булгарина не помешал Герцену про­должить работу над романом и подготовить его отдельное издание, вышедшее в 1847 году под псевдонимом Искандер в виде приложе­ния к первому номеру журнала «Современник». Роман снискал огромный успех, вызвав при этом оживлённые дискуссии, не утихавшие с течением времени, о том, к какой сфере он более принадлежит: литературе, беллетри­стике или публицистике. В. Г. Белинский видел главное достоинство романа, как и творческой индивидуальности Герцена-писателя в целом, не в художественности, а в мыслях, высказан­ных «умным, наблюдательным и развитым человеком». Л. Н. Толстой, напротив, говорил, что Герцен - «писатель художественный», который «если не выше, то уж наверное рав­ный первым писателям». Н. А. Некрасов особо отмечал психологическую и эмоциональную достоверность образов в романе: «Такая ров­ность, и ни одной фальшивой ноты».

Роман Герцена «Кто виноват?» явился первым из трёх произведений русской классической литературы, сами названия которых сформу­лировали три главных вопроса русской обще­ственной жизни. В апреле 1863 года Н. Г. Чер­нышевский завершил роман «Что делать?», написанный им в Петропавловской крепости, а в 1877 году, после более чем десятилетней работы, появилась на свет поэма Н. А. Некра­сова «Кому на Руси жить хорошо?»

На вопрос, кто виноват в несчастьях одних героев романа Герцена и в нравственной дегра­дации других, пытались ответить А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков, В. Н. Майков, Н. А. Некрасов, Т. Н. Грановский, Н. Г. Чернышев­ский, Д. И Писарев. «Виноваты не мы, - утверж­дал А. А. Григорьев, - а та ложь, сетями которой опутаны мы с самого детства». У Герцена нет в романе авторских обвинительных сентенций, и поэтому причины всякого рода зла читатель может с равным успехом увидеть в уродливом устройстве общества, в непродуманном воспи­тании, в лишённой духовного содержания про­винциальной среде. Из причинно-следственных связей, влияющих на духовное и физическое бытие человека, Герцен не исключал и такую материю, как судьба.

Выход отдельного издания романа «Кто вино­ват?» совпал с самым знаменательным в жизни Герцена событием. В начале 1847 года он полу­чил наконец заграничный паспорт и 31 января пересёк с семьёй русско-прусскую границу, осуществив свою давнюю мечту «попробовать свои силы на воле». Его активная деятельность за рубежом по организации вольной русской печати привела в конечном итоге к запрету романа «Кто виноват?» на родине. В 1850 году Герцен, отказавшийся выполнить повеление Николая I вернуться в Россию, Петербургским надворным уголовным судом был лишён всех прав состояния и признан «вечным изгнанни­ком из пределов Российского государства». Согласно «высочайшему повелению» от 18 фев­раля 1871 года распространять книги авторов, «изгнанных из отечества, тайно покинувших его или государственных преступников, какого бы вида ни были эти сочинения и в каком бы виде они ни издавались, под собственными ли именами или знаками», запрещалось. Появляв­шиеся в продаже экземпляры ранее изданных сочинений изымались и уничтожались. Вот почему первое отдельное издание романа «Кто виноват?» представляет немалую библиогра­фическую редкость.

 


Герцен Александр Иванович (1812-1870)

Кто виноват? Роман в двух частях. Искандера. Приложение к № 1 «Современника». Санкт-Петербург: В типографии Эдуарда Праца, 1847. 222 с. В полукожаном переплёте начала ХХ в., выполненном в мастерской А. А. Шнеля (Санкт-Петербург), с сохранением издательских печатных обложек. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. Орнаментальные форзацы. На корешке золототиснёный геометрический орнамент, тиснённые золотом имя автора, название и дата издания. 25х16 см. На обороте свободного л. переднего форзаца штемпель переплётной мастерской: «А. Шнель. Спб.» В нижнем левом углу переднего форзаца библиотечный ярлык: «Шкаф 4. Полка 7. № 6».

Предыдущая статья Выбранные места из переписки с друзьями (1847 год)
Следующая статья Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси (1854 год)
Печать
686 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top