Search
24 февраля 2020 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Летопись Сибирская (1821 год)

Летопись Сибирская (1821 год)

Летописная история Сибири богата именами и событиями. На сегодняшний день известно более 40 Сибирских летописей, которые по-разному решают вопросы возникновения Сибирского ханства, его происхождения и при­соединения к Московской Руси. Но везде встре­чаем имя атамана Ермака Тимофеевича, который стал любимым героем русского народа вместе с былинными богатырями Ильей Муромцем, Алёшей Поповичем, Добрыней Никитичем.

В 1580 году дружина Ермака – «людей буйственных и храбрых предобрых воинов» – взяла столицу Кучумова «царства» город Сибирь «на Иртыше воздвигнутый», тем самым положив начало присоединению Сибирского ханства к России. Позже ханская столица была переиме­нована в Тоболеск (нынешний Тобольск), став­ший в 1590 году столицей русской Сибири: «начася в Сибирской землегороды и остроги поставлятися, и распространятися в Сибирской стране христианская православная вера». (Двумя веками позже город стал центром «экспедицией о ссыльных» – здесь производилось распределе­ние по разным уголкам Сибири всех сосланных «за Урал».)

В 1620 году, в царствование первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича, была учреждена Сибирская и Тобольская православ­ная епархия. Первым архипастырем Сибири стал Киприан (Старорусенков), которого по праву можно считать родоначальником первой сибир­ской летописи: «Древнейшею Сибирскою лето­писью обязаны мы Тобольскому архиепископу Киприану, который для составления оной собрал в 7130 (1622) году от остававшихся ещё тогда в живых Ермаковых товарищей многие изустные сведения».

Но прошло уже сорок лет со времени сибир­ского похода, и воссоздать точную картину событий было слишком сложно. В конце концов, люди архиепископа, «изрядно помучившись», составили записи воспоминаний оставшихся в живых казаков-участников похода – «Написа­ние како приидоша в Сибирь», а уже на его основе в 1622 году был составлен Синодик Тобольского собора: «Имена Ермака и казаков, убитых при покорении Сибири, записал в синодик соборной Софийской церкви и заповедовал каждый год в неделю Православия в соборе протодиакону велегласно, или, как выражается в Тобольске летописец, кликами воспоминать имена их и возглашать им вечную память».

В 1636 году другой сибирский архиепископ Нектарий поручил дьяку своей канцелярии Савве Есипову написать более подробную летопись «О взятии Сибирския земли». Это одна из старей­ших, дошедших до нас, сибирских летописей.

Савва Есипов также опросил состарившихся казаков-сподвижников атамана и местных жите­лей и через пять месяцев предоставил владыке свой труд. Этот труд под названием «Есиповская летопись» стал любимым чтением в разных угол­ках России. Не присваивая себе авторства по написанию столь значительного сочинения, Савва Есипов в послесловии сообщает, что он лишь расширил летописную Повесть, использо­вав «Написание…» и Синодик. Кроме того, он рас­сказал и то, что видел «своими глазами». «Есипов­скую» летопись впервые опубликовал Григорий Иванович Спасский, «благодаря щедротам» графа Николая Петровича Румянцева.

Родом Спасский был из Рязанской губернии. Переехав в Петербург, он стал посещать лекции в Академии наук и в Педагогическом институте. Поворот в жизни простого служащего Берг- коллегии наступил в 1803 году, когда по пригла­шению губернатора незадолго до того образо­ванной Томской губернии В. С. Хвостова он пере­езжает на службу в Сибирь. В следующем году Спасский совершает поездки «по Красноярскому и Кузнецкому округам для исполнения разных поручений, заключающих в себе исторические и топографические сведения и требующих осо­бых познаний и деятельности». Зарекомендовав себя на государственной службе, в 1805 году он был зачислен «для собрания сведений по учёной части» в состав посольства графа Ю. А. Голов­кина, которое было направлено в Китай. Вернув­шись, Спасский не раз, по разрешению губерна­тора, совершал исследовательские поездки вдоль реки Енисей, а также в другие районы Сибири. Именно в это время им были написаны первые работы по археологии и этнографии Сибири. Деятельность по сбору исторических и этногра­фических материалов Г. И. Спасский продолжал и после того, как был в 1809 году назначен в штат Колывано-Воскресенских кабинетных заводов на Алтае. Г. И. Спасский прожил в Сибири около 12 лет и за это время стал известен как разносто­ронний исследователь Сибирского края.

В 1817 году его назначили сопровождать кара­ван серебра в Петербург. Успешно выполнив свою миссию и получив повышение, он уже не вернулся в Сибирь. Теперь Спасский был опреде­лён в горную экспедицию Кабинета Его Величе­ства, с оставлением в «штате» заводов. С этого-то момента и началась собственно литературная и учёная деятельность исследователя, продол­жавшаяся до самой смерти в 1864 году. За годы службы в Сибири он собрал материалы по архео­логии, этнографии, лингвистике, а также раз­личные рукописи по истории Сибири, среди которых и была обнаружена «Есиповская лето­пись». Известиями из этой летописи пользовался уже первый сибирский историк Миллер, имел её список и Н. Карамзин, который работал с летопи­сью при подготовке 9-го тома «Истории государ­ства Российского». А при написании «Истории Пугачёвского бунта» (см. Библиохронику, Т. 1) А. Пушкин неоднократно обращался к уже издан­ной летописи и к рукописным материалам из архива Спасского.

«Изложена же бысть сия повесть о поставлении городов и острогов в Сибирских землях и о отпущении в Сибирь атаманов и казаков Ермака Тимофеева с товарищи, и о похождении их казачьем в Сибирских странах, и о победе царя Кучума, и о взятии сына его царевича Маметкула, и о владении Сибирской земли Госу­даревых людей Русских, сия словеса о сем пре­ходят в конец сей повести, всяк бо чтый да разу­меет и дело толикия вещи не забывает, на воспо­минание сие писания написах, да незабвенной будет толикия вещи труд».

 


[Спасский Григорий Иванович (1783-1864)]

Летопись Сибирская, содержащая повествование о взятии Сибирския земли русскими, при царе Иоанне Васильевиче Грозном; С кратким изложением предшествующих оному событий. Издана с рукописи XVII века. С.-Петербург: В типографии Департамента народного просвещения, 1821. IX, [1], 84с., фронт. Составной переплёт эпохи: кожаные уголки и корешок с золотым узорным тиснением и суперэкслибрисом-монограммой «N. M.», мраморированная бумага, обрез с напылением. На первом форзаце наклеен экслибрис «Из книг Е. Р. и С. Ш.». 21,5х12,5 см.

В нашем экземпляре отсутствуют 4 страницы примечаний и Письмо тайного советника и кавалера Алексея Оленина, которое было также опубликовано отдельным изданием и прилагалось не к каждому экземпляру. Существуют два варианта изображения на фрон­тисписе. А. Оленин счел портрет Ермака, помещенный в нашем экземпляре, несоответствующим духу той эпохи и нарисовал эскиз, более приемлемый историческим представлениям об одеянии дружины Ермака, предложив Г. Спасскому воспользоваться им. Об этом эпизоде и идет речь в Письме, которое прилагалось к тем книгам, у которых на фронтисписе был изображен воин в кольчуге, в полный рост по эскизу А. Оленина.

Предыдущая статья Письма об Одессе (1818 год)
Следующая статья Путешествия в города Чердынь и Соликамск (1821 год)
Печать
742 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top