Search
7 марта 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Литературный сборник (1849 год)

Литературный сборник (1849 год)

Обстоятельства появления на свет «Литературного сборника» - одна из печальных страниц в издательской деятельности Н.А. Некрасова. После запрета цензурой «Иллюстрированного альманаха», в начале 1848 года обещанного подписчикам в качестве бесплатного приложения к «Современнику» (см. настоящий выпуск Библиохроники), редакция журнала начала спешно готовить ему замену. Советский историк литературы В.Е. Евгеньев-Максимов, работая в архивах, воссоздал хронику событий тех дней, которые, как мы теперь знаем, развивались следующим образом: «В конце 1848 года, под давлением непрекращающихся жалоб подписчиков, редакция «Современника» возбудила ходатайство о разрешении «издать «Новый иллюстрированный альманах», в который войдут статьи новые и некоторые из прежних, переделанные согласно с требованиями ныне существующей цензуры». На этот раз председатель цензурного комитета граф М.Н. Мусин-Пушкин признал ходатайство редакции «заслуживающим уважения», о чём и сообщил министру народного просвещения. Ответ министра гласил: «Я не нахожу препятствий к изданию на сей раз, только для исполнения принятого издательством перед подписчиками обязательства, «Альманаха», если все статьи оного будут одобрены в цензурном комитете и вновь составлены, а не те, которые помещались в прежде предполагаемом альманахе». Редакция журнала поспешила использовать это разрешение, и в начале 1849 года вышел особый "Литературный сборник"».

Сшитый на скорую руку из случайного подручного материала, «Литературный сборник» по своему составу значительно уступал «Иллюстрированному альманаху»: драма В.А. Соллогуба, рассказ А.В. Станкевича и сказка М.А. Гамазова откровенно проигрывали произведениям Ф.М. Достоевского, В.И. Даля, А.Н. Майкова, И.И. Панаева, А.В. Дружинина. Однако и в «Литературном сборнике» имелась своя жемчужина, свой маленький шедевр -на его страницах впервые был опубликован «Сон Обломова» И.А. Гончарова: «Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!.. Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов, нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого. Да и зачем оно, дикое и грандиозное?.. Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой. Небо там, кажется, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростёрлось так невысоко над головой, как родительская кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод... Измученное волнениями или незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот уголок и жить никому не ведомым счастьем. Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Не ограничивая себя художественной прозой, редакторы «Литературного сборника» поместили в него «Трактат о физиогномике», скомпилированный из работ ведущих учёных-физиономистов того времени. Читателям предлагалось популярное изложение основных положений некогда весьма популярной науки: «После погоды и свежих новостей нет у нас предмета, который бы чаще наполнял собою общественные разговоры, как свойства людей, их характер, чувства и страсти, словом, всё, что составляет внутреннего человека... Человеческий разум давно обратил в науку познание внутреннего человека не только по чертам лица, но по всему, что составляет его внешность: по голосу, движениям, положению тела. Эта наука - физиогномика». Помимо самых необходимых, с точки зрения физиономиста, сведений о строении человека («голова, составляя верхнюю оконечность человеческого тела, укреплена на позвоночном столбе»), трактат содержал практические наставления, следуя которым любой обыватель мог проникнуть во внутренний мир другого человека: «Лоб прямолинейный, сверху наклонённый назад, есть верный признак ума неглубокого, но сметливого и характера беспокойного... Дугообразные брови соответствуют женской скромности и простодушию, почти прямолинейные - характеру мужественному и сильному... Глаза большие, открытые, блестящие, быстро подвижные, доказывают проницательность, вкус, щеголеватость и любовь к женщинам... Маленькие, вздёрнутые носы означают насмешливость и заносчивость, а носы с широким и вздёрнутым концом служат признаком природы страстной.   Мясистые губы всегда означают расположение к лености и чувственности, прикусанные и резко обрисованные - робость и скупость».

Изобразительный ряд издания составили не вошедшие в «Иллюстрированный альманах» гравюры Е.Е. Бернардского с оригиналов А.А. Агина и М.Л. Неваховича. Однако, как отмечал ещё Н.П. Смирнов-Сокольский, механически перенесённые из одного издания в другое, они выглядели «обезличенными картинками».

Приступая к работе над «Литературным сборником», издававшие «Современник» Н.А. Некрасов и И.И. Панаев надеялись, что если его появление и не привлечёт новых подписчиков, то, по крайней мере, сохранит старых. Их расчёты не оправдались. В.Е. Евгеньев-Максимов пишет: «Появление «Литературного сборника», быть может, отчасти поддержало подписку на 1849 год, но спасти её отнюдь не могло: вместо 3100 подписчиков в 1848 году, в 1849-м подписались только 2400».

Рождённый в муках, раньше срока, в силу одной лишь необходимости, «Литературный сборник», тем не менее, занял своё весьма достойное место в истории русской литературы. В библиофильской среде обладание им считается большой удачей.

 


Литературный сборник с иллюстрациями. Издан редакцией «Современника». Санкт-Петербург: В типографии Эдуарда Праца, 1849. [4], 276 с. с иллюстрациями, 12 л. иллюстраций. В цельнокожаном переплёте конца ХХ века с сохранением задней издательской печатной обложки. На корешке - золототиснёные заглавие, элементы растительного узора и суперэкслибрис: «А. и С. В.» - «Алексей и Сергей Венгеровы». Золототиснёная подвёртка. Форзацы цветной печати с растительным узором. 24,5x15,5 см.

Предыдущая статья О государстве Русском (1848 год; 1867 год; 1906 год)
Следующая статья На нынешнюю войну (1855 год)
Печать
782 Оценить статью:
5.0

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top