Search
11 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Мысли о музыке писателей древних и новых (1890 год)

Мысли о музыке писателей древних и новых (1890 год)

Афоризм «Пение перешло к нам от ангелов, и легочник музыки на небесах» закрепился за Шатобрианом. Словно вторя французскому классику, сборник «Мысли о музыке писателей древних и новых» открывается упоминаниями музыкальных инструментов, с помощью которых призывал восхвалять Бога библейский царь Давид. Во исполнение священных заповедей родоначальник лютеранской церкви и один из создателей протестантского хорала Мартин Лютер утверждал, что «каждый школьный учитель должен быть музыкантом; не должно бы позволять проповеднику всходить на кафедру, пока он не научился петь». В книге приводится ещё одно замечание Лютера, скорее философического, нежели дидактического свойства: «Плохие музыканты и певцы ещё более доказывают красоту и величие музыки, ибо белое никогда не бывает так ярко, как подле чёрного».

Географические и хронологические рамки сборника широки. Восток, Греция, Италия, Германия, Англия, Франция, славянские государства - почти каждый раздел начинается с эпоса и заканчивается литературой и критикой конца XIX века. Здесь фрагменты «Калевалы», «Песни о Нибелунгах», строки Гомера, Аристофана, Данте, Шекспира, Байрона, Гёте, Шиллера, Гофмана, Мольера, Расина, Дидро, Мюссе, Мицкевича. Листая страницы книги, мы узнаём, что думал Гейне о Шопене, мадам де Сталь о немецкой музыке, Рафаэль де Валантен, герой бальзаковской «Шагреневой кожи», о Бетховене и Моцарте.

Арабские изречения обращают на себя внимание характерной ориентальной сталистикой: «Музыка нежна, как молоко, пламенна, как вино, она приручает диких зверей и очаровывает человеческое сердце». Своеобразным дополнением к этой восточной мудрости могут служить пушкинские строки из «Каменного гостя»:

Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь - мелодия...

Русскими писателями предводительствует «Боян вещий» из «Слова о полку Игореве». Поэтические и прозаические произведения соседствуют с отрывками из критических статей и писем. Сюда вошли, в частности, размышления Белинского о музыке народной или «естественной», и музыке «художественной», а также сетования знаменитого критика на отсутствие у него музыкальных способностей: «Музыка, музыка, чёрт с тобою! Хотел бы любить тебя, но должен ненавидеть, потому что ты меня не любишь: меня не любит всё, что я люблю».

Любопытен сам подбор «мыслей» о музыке, особенно в главе, посвященной России. Включение сюда таких произведений, как «Дева за арфою» Г.Р. Державина, «Эолова арфа» В.А. Жуковского, «Свирель» А.Н. Майкова, «Моцарт и Сальери» А.С. Шишкина, «Певцы» И.С. Тургенева, легко предсказуемо. Менее очевидно присутствие в книге некрасовских строк, например, из стихотворения «Родина-мать»:

Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой.

Заботясь о читателях, владеющих европейскими языками, составитель сборника Л. Туры-гина приводит наряду с переводами оригинальные тексты.

Согласно выходным данным, издание было отпечатано в типографии А.С. Суворина по заказу частных музыкальных курсов И.А. Гляс-сера, открывшихся в Петербурге в 1886 году.


Мысли о музыке писателей древних и новых. Составила Л. Турыгина. С двумя гравюрами. С.-Петербург, издание музыкальных курсов И А Гляссера, 1890. XVI, 166 с. Текст в 2 столбца. В цельнокожаном переплёте конца XIX века, рисунок, узор и шрифт тиснены глубоким давлением. Тройной золотой обрез. Обложки сохранены в переплёте. 30,6x24,4 см. В специальной предохранительной коробке с коленкоровыми крышками, оклеенными внутри форзацной вощёной цветной «мраморной» бумагой «павлиний глаз».

Предыдущая статья История лейб-гвардии Гродненского гусарского полка (1890-1897 годы)
Следующая статья Жизнь Иисуса Христа (1890 год)
Печать
542 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top