Search
7 марта 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Настоящий Ревизор (1836 год)

Настоящий Ревизор (1836 год)

Дмитрий Цицианов

Один из зрителей, присутствовавших на премьере «Ревизора», вспоминал о настроении, царившем в театре после спектакля: «Общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики, был: "Это - невозможность, клевета и фарс"». Первая же рецензия - а ей стала заметка Ф.В. Булгарина в «Северной пчеле» - также укоряла Гоголя в необъективности и прямом искажении истины. Поляк, сражавшийся в рядах наполеоновской армии против России, Булгарин обвинил мелкопоместного украинского дворянина Гоголя в отсутствии русского патриотизма: «Городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию». Кроме того, по мнению Булгарина, описанные в пьесе пороки административного устройства имели к России не больше отношения, чем к любой другой стране: «У нас, как и везде, как во Франции и Англии, есть злоупотребления, ибо они сопряжены с природою человеческой». Страсти, вызванные постановкой и публикацией гоголевской комедии, не утихали довольно долго. Ещё через три недели после премьеры П.А. Вяземский в письме А.И. Тургеневу сообщал: «Все стараются быть более монархистами, чем царь, и все гневаются, что позволили играть эту пиесу, которая, впрочем, имела блистательный и полный успех на сцене, хотя неуспех общего одобрения. Неимоверно, что за глупые суждения слышишь о ней, особенно в высшем ряду общества! "Как будто есть такой город в России!" "Как не представить хоть одного человека, порядочного человека? Будто их нет в России?"»

Вероятно, именно неоднократно и громогласно заявленное желание «избранной публики» увидеть положительного героя -«порядочного русского человека» - и побудило взяться за перо литератора-дилетанта Д.А. Цицианова. Уже в середине мая 1836 года он представил на рассмотрение директора Санкт-Петербургских императорских театров А.М. Гедеонова свою пьесу «Настоящий Ревизор». И героев, и место действия Цицианов выбрал тех же и там же, что и у Гоголя. Просто «Настоящий Ревизор» начинался там, где его предшественник остановился. Дальнейшие же события развивались по требуемой общественным мнением формуле: «Зло должно быть наказано, добродетель да восторжествует!»

Любопытны открывающие цициановскую комедию пояснения для актёров: они практически целиком заимствованы у Гоголя, но весьма показательно отредактированы и дополнены. Если в оценке Городничего Цицианов любезно соглашается с автором оригинальной версии, то прочих персонажей он видит по-своему. Так, о жене Городничего, Анне Андреевне, у Гоголя сказано: «Провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Цицианов более категоричен: «Довольно глупая; занимается романами, несколько хозяйством, а всего более туалетом; очень любопытна и тщеславна». У Гоголя характеристика Марьи Антоновны отсутствует вовсе. У Цицианова она имеется: «Милая, чувствительная девица; плохо воспитанная, так же, как мать, занимается туалетом, но немного умнее её». К гоголевскому портрету Хлестакова добавлено: «Мот, вертопрах, волокита». Единственный новый персонаж - тот самый

«порядочный русский», о котором у Цицианова сказано: «Алексей Петрович Проводов, скрывающийся под именем Рулёва, красивый мужчина, лет 32; солидный, умный, благородный; говорит ясно и плавно; с женщинами шутлив и весел; с мужчинами серьёзен; изредка принимает тон иронический. Одет очень чисто и хорошо, во фраке».

Сюжет «Настоящего ревизора» весьма незамысловат. Приехавший в город подлинный ревизор скрывает своё имя и ведёт переговоры с городничим через секретаря. Сам же, выдавая себя за пристава Рулёва, ухаживает за Марьей Антоновной. На балу, данном по случаю их помолвки, мнимый Рулёв предстаёт во всём блеске настоящего имени и звания. Городничего он отстраняет от должности, чиновникам предлагает подать в отставку, возвращённого в город Хлестакова отправляет прапорщиком в один из дальних гарнизонов, Землянику отдаёт под суд. В финале тоскующий по положительным героям зритель получает то, чего ему так недоставало у Гоголя - всепобеждающую добродетель. Как и полагается образцовому чиновнику, восстанавливающему «вертикаль власти» в отдельно взятом заблудшем городе, Проводов произносит перед провинившимися речь от имени той самой верховной, справедливой, всевидящей власти: «Я тот самый, которому поручено от высшего начальства утвердить в здешнем городе порядок, ниспровергнутый гнусными злоупотреблениями. Я исследовал все ваши козни и имел все средства взвесить гнусное ваше поведение. Вы заслужили примерное наказание, но, к счастью вашему, я люблю смягчать приговор законов, не ослабляя правосудия». При этом, как образец порядочности, Проводов-Рулёв не отказывается от своего намерения жениться на Марье Антоновне. Заканчивается пьеса горестным возгласом почтмейстера: «А Городничий всё-таки тесть Ревизору!»

Любопытно, что, как и в случае с «Ревизором» Н.В. Гоголя, судьба этой пьесы также решалась на «высшем уровне». Возвращая Гедеонову рукопись «Настоящего Ревизора», министр двора П.М. Волконский в сопроводительной записке извещал того, что «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: послать оную комедию в Цензуру на рассмотрение». Вполне естественно, что с такой рекомендацией разрешение и на постановку, и на публикацию было получено моментально. 14 июля 1836 года в Александринском театре после пяти действий гоголевского «Ревизора» те же артисты разыграли три действия «Ревизора» цициановского. Увы, триумф добродетели не состоялся. А.И. Храповицкий, находившийся в тот вечер среди публики, по возвращении домой записал в дневник: «Господина настоящего ревизора ошикали. Туда ему и дорога! Такой галиматьи никто ещё не видал». В небольшой статье, помещённой в журнале «Библиотека для чтения», рецензент высказался чуть более осторожно, но всё-таки достаточно сурово: «"Настоящий ревизор" доказывает две истины: первую ту, что у отцов весьма умных бывают дети, далеко уступающие в уме отцам, и вторую ту, что всякой шалости и шутке есть пределы, за которыми и то и другое становится вовсе несмешным».

Поставленный императорскими театрами обеих столиц, «Настоящий Ревизор» и в Петербурге, и в Москве выдержал всего лишь по три представления, после чего навсегда сошёл со сцены. Незаметно исчезло с книжных прилавков и превратилось в библиографическую редкость единственное издание цициановской комедии. А образ «порядочного человека» в России и сейчас в дефиците!

 


[Цицианов Дмитрий А., князь]

Настоящий ревизор. Комедия в трёх днях или действиях, служащая продолжением Комедии: «Ревизор», сочинённой г.<осподином> Гоголем. Санкт-Петербург: Печатано в типографии Христиана Гинце, 1836. VIII, 125 с. В цельнокожаном переплёте конца ХХ века, стилизованном под переплёты 1830-х годов. Сохранена задняя издательская обложка. На крышках переплёта золототиснёные орнаментальные рамки. На корешке золототиснёные орнамент и заглавие. Золототиснёные орнаментальные подвёртки. 22,5х13,5 см.

Предыдущая статья Ревизор (1836 год)
Следующая статья Гусарская стоянка (1836 год)
Печать
3229 Оценить статью:
3.0

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top