Search
7 марта 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Наши знакомые (1884 год)

Наши знакомые (1884 год)

Владимир Михневич

В наши дни изданиями под названием «Кто есть кто?» уже никого не удивишь: сегодня их можно увидеть на прилавке любого магазина. Но в конце XIX столетия появление книги В.О. Михневича «Наши знакомые» было воспринято как оригинальный и дерзкий эксперимент. Сам автор, назвавший своё детище «фельетонным словарём», писал: «Книга эта стоила многих сомнений и долгих колебаний. Пугала её задача - тем более трудная, что до сих пор она, сколько известно, не имела в нашей литературе надлежащего, законченного опыта. В задачу мою входило собрать в этой книге всех наших знакомых, т.е. всё, что есть только замечательного и интересного как в положительном, так и в отрицательном отношении, в наличном, за данный момент, составе русского общества, причём во всевозможных его слоях и сферах. Государственные люди, общественные деятели, учёные, писатели, художники, представители торговли и промышленности и вообще чем-нибудь приобретшие известность современники - все должны были найти здесь место. Таким образом, набралось до тысячи имён; но, конечно, внимательный читатель найдёт немало пропусков, а в то же время найдёт и кое-что лишнее. При составлении моего словаря я положил дать не сухие хронологические справки и биографические «послужные списки», а главным образом - характеристики, т.е. портретные наброски современников в выдающихся индивидуальных чертах их личностей и деятельности. Это-то и составляло главную трудность и щекотливость задачи! Нужно было соблюсти верность каждой характеристики, справедливость и беспристрастие в оценке талантов и заслуг. Каждое сознающее себя общество ценит и судит своих представителей по мере их заслуг - иначе быть не может. Моя книга имеет целью отразить с возможной точностью сложившуюся в общественном мнении репутацию каждого выдающегося современника. В какой степени достигнута мною эта цель - судить не мне».

К моменту выхода «Наших знакомых» Михневич уже имел репутацию одного из ведущих фельетонистов России. Сын обедневшего украинского дворянина, он по желанию отца окончил Нежинскую гимназию, где и пристрастился к сочинительству. В течение трёх лет учился на историко-филологическом факультете Киевского университета, но, постоянно вынужденный ради пропитания наниматься гувернёром к провинциальным недорослям, курса так и не завершил. Тогда же, «переболев» увлечением национальной украинской идеей, от мечты о «казацкой конституции» пришёл к мысли об «общерусской семье», о «едином русском племени от Урала до Карпат». Одним из следствий перемены воззрений явился переход из католичества в православную веру.

В 1865 году, перебравшись в Петербург и решив стать профессиональным журналистом, Михневич начал сотрудничать в различных периодических изданиях: публиковал статьи и очерки в газете «Петербургский листок» и сатирическом журнале «Заноза», вёл колонки фельетонов в журналах «Будильник» и «Сын Отечества», в газете «Голос» и др. По устоявшемуся в современном литературоведении мнению, именно Михневич в значительной мере «способствовал превращению газетного фельетона, зачастую рассчитанного на лёгкое чтение, в ведущий газетный жанр, насыщенный острой общественной проблематикой». Поэтому нет ничего удивительного в том, что для книги портретов известных соотечественников Михневич избрал излюбленный им жанр. Однако написать тысячу удачных фельетонов - задача изначально непростая, и после появления «Наших знакомых» критика отмечала наряду с достоверными, изящными, остроумными характеристиками оценки поверхностные, несправедливые, плоские, а иногда откровенно грубые.

Вот что, к примеру, Михневич пишет о ещё малоизвестном тогда живописце Василии Ивановиче Сурикове (1848-1916): «Молодой художник, отличившийся большой, мрачной по содержанию и мрачно написанной картиной «Утро стрелецкой казни». Поистине нужно иметь жестокое воображение, чтобы вдохновиться таким скорее врачебно-полицейским, чем художественным сюжетом и трудолюбиво изобразить его на полотне!»

Знатокам книг будет занятно познакомиться с оценкой трудов известного библиографа и библиофила Петра Александровича Ефремова (1830-1907): «По-китайски трудолюбивый и по-немецки точный, Ефремов с непроходимой обстоятельностью просеял сквозь самое густое библиографическое сито сочинения Пушкина, Лермонтова, Фонвизина и др., привёл в известность варианты каждой их строчки и чуть не каждого знака препинания, определил годы, месяцы, дни, часы и минуты появления каждого их стишка и даже то, какими чернилами и на какой бумаге он был написан, а также при каких обстоятельствах: легко или трудно варил у авторов в эти минуты желудок? хорошо или дурно они спали? не было ли у них насморка? и т.д. Говорят, у него в портфеле имеется любопытный трактат о том, как следует понимать найденную им в одном дубликате рукописи Пушкина лишнюю запятую: с намерением ли она поставлена, и если с намерением, то с каким именно, или случайно, но тогда - была ли эта случайность причинная или автоматическая, простая или сложная, логическая или грамматическая? и т.д. Наконец, не есть ли сия загадочная запятая произведение мухи, запачкавшей рукопись гениального поэта?.. Как угадать! С такой пунктуальностью - весьма похвальной конечно - Ефремов редактировал, между прочим, последнее издание Пушкина, причём с не менее похвальной стыдливостью заменил нескромные словечки фривольных стишков поэта отменно целомудренными выражениями собственного изобретения. Как библиоман, Ефремов собрал замечательную коллекцию редких изданий, портретов и автографов, в том числе, как говорят, у него можно видеть подлинные портреты с автографами полковника Скалозуба, графа Нулина, Козьмы Пруткова и других исторических личностей. Сходство их, говорят, изумительное!»

Время внесло свои коррективы: сегодня то или иное высказывание Михневича о современниках интересно как раз своей пристрастностью, а потому панегирические строки, посвященные Л.Н. Толстому, И.А. Гончарову или М.Е. Салтыкову-Щедрину менее любопытны, чем ядовито-снисходительные отзывы о тех, кого автор считает персонажами «второго ряда», но кому история определила своё, с годами ставшее весьма заметным место.

Порой судьбы поколений переплетаются весьма причудливо, а потому как знать: быть может, дух ниспровергателя авторитетов В.О. Михневича позднее сказался в его племяннике - будущем ниспровергателе старой культуры, художнике и поэте-футуристе, друге В.В. Маяковского Давиде Бурлюке?

 


Михневич Владимир Осипович(1841-1899)

Наши знакомые. Фельетонный словарь современников.1000 характеристик русских государственных и общественных деятелей, учёных, писателей, художников, коммерсантов, промышленников и пр. С 71-м портретами-карикатурами (на 59 листах), рисованных художниками А.И. Лебедевым, М.Е. Малышевым и А.А. Серебряковым по наброскам автора. Санкт-Петербург: Типография Эдуарда Гоппе, 1884. [4] с. рекламы, XII, 283 с., 59 л. иллюстраций. В комбинированном переплёте конца XIX века: корешок - коричневой кожи с тиснёнными золотом заглавием и именем автора, крышки обтянуты бордовым коленкором. Печатная издательская обложка сохранена. Тройной мраморированный обрез. 27,5х18,5 см. На титульном л. штемпель фиолетовыми чернилами: «Библиотека Д.С. Дмитриева».

Предыдущая статья Драматические сочинения (1881 год)
Следующая статья Гениальность и помешательство (1885 год)
Печать
862 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top