Search
12 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Новейший снотолкователь (1829 год)

Новейший снотолкователь (1829 год)

Титульное название «Новейшего снотолкова­теля» свидетельствует о том, что его автор, пожелавший остаться неизвестным, при под­готовке своей книги пользовался, главным образом, сочинениями античных и средневе­ковых писателей. Здесь названы имена Пла­тона, Птолемея, Артемидора (греческого астро­нома II века, автора пятитомного «Сонника»), Албумазара (персидского врача, астронома и астролога IX века) и других «в сногадатель-ной науке искусных мужей». Никаких ссылок на отечественные издания, даже на легендар­ного Мартына Задеку («Древний и новый гада­тельный оракул» С. И. Комисарова), выходив­шего только в начале XIX века не менее пяти раз, ни на титуле, ни в предисловии не содер­жится. Возможно, автор не хотел лишний раз рекламировать своих конкурентов. Во всяком случае, повторив название книги (после пре­дисловия, перед основным текстом), он внес в него существенное дополнение: «Новейший и самый верный снотолкователь».

О редкости «Новейшего снотолкова­теля» писал известный коллекционер Н. П. Смирнов-Сокольский. Став в своё время его счастливым обладателем, он с гордостью констатировал, что в справочнике «Русские иллюстрированные издания» Н. А. Обольянинова эта книга значилась как не найденная ни в одной публичной или частной библио­теке. В аннотированном каталоге «Моя библи­отека» (Том 1. Москва, 1969) Н. П. Смирнов-Сокольский дал полное библиографическое описание «Новейшего снотолкователя», указав, в частности, 24 гравированных иллюстрации ручной раскраски. Ссылаясь на безупречное состояние своего экземпляра, не имевшего никаких следов вырванных страниц, Н. П. Смирнов-Сокольский утверждал, что сведения Н. А. Обольянинова о «Новейшем снотолкова­теле» с 48 иллюстрациями явно ошибочны. Правоту Н. А. Обольянинова подтверждает экземпляр книги, представленный в Библиохронике: в нём сохранились 47 раскрашен­ных гравированных картинок. Все они выпол­нены на отдельных ненумерованных листах без подписи гравёров и расположены в алфа­витном порядке рядом с соответствующими толкованиями снов. Под каждой картинкой помещён объяснительный текст, близкий по смыслу тексту книги, но не повторяющий его буквально.

В описываемом «Новейшем снотолкователе» проиллюстрированы следующие сюжеты: «Ангел», «Брак», «Виселица», «Возделывать землю», «Воровски лазать по домам», «Вешать» (т.е. взвешивать), «Гроза», «Гулянье», «Дьявол или чёрт» (под этим названием в книге содер­жатся две иллюстрации), «Замок или дворец», «Звериная ловля», «Змеи, лягушки и другие гады», «Знамя или штандарт», «Засеивать поле», «Играть в кегли», «Кладбище», «Кататься на конь­ках», «Кораблекрушение и буря», «Костыли», «Купаться», «Лавровое дерево», «Лестница», «Маскарад», «Мести», «Мёртвый», «Ночные птицы», «Паук», «Пожар», «Пляска или танце­вать», «Покойник», «Подвал», «Поединок, дуэль, шпага», «Пустынник или отшельник», «Привиде­ние», «Плодовитые деревья», «Пчёлы», «Радуга», «Разбойники», «Роды», «Решётка», «Река», «Ссора или драка», «Скрипка», «Собирание винограда», «Странник или путешественник», «Тигр». При­ведённый перечень иллюстраций, который может представлять несомненный библио­фильский интерес, в то же время раскрывает содержание «Снотолкователя», называет пред­меты и явления, которые мог увидеть во сне человек конца 20-х годов XIX века.

Начинается «Новейший снотолкователь» с небольшого вступления, озаглавленного «О снах вообще». Здесь наряду с примерами вещих снов, заимствованными из мифологии, библейских книг и исторических сочинений, даются своего рода методические указания для правильной расшифровки сновидений. По мнению автора, подлежат толкованию только сны, хорошо запомнившиеся. Такие сны обык­новенно снятся на рассвете, потому что до этого времени «все чувства и силы телесные заняты пищеварением». Важным условием вещего сна является также трезвое поведение сновидца, «ибо излишество в питье и ядении уничтожают все прямые отношения насто­ящего к будущему». Наиболее верными, как утверждает автор «Новейшего снотолкова­теля», считаются сны, приснившиеся зимою и летом, а сомнительными - осенью и зимой, ввиду «переменного воздуха и непостоянной погоды». Кроме того, нужно ещё учитывать, что сбываются только те сны, которые при­снились в строго определённые дни лунного календаря, поэтому в книге для удобства чита­телей приведена соответствующая таблица.

Словник «Новейшего снотолкователя» чрез­вычайно разнообразен. В нём представлены и животные, и растения, и природные стихии, и бытовые предметы, и различные сферы чело­веческой жизни. Многие снотолкования осно­ваны не на мистических свойствах предметов и явлений, а на простой житейской логике и на чувстве юмора автора-составителя. Напри­мер: «Авторов во сне видеть - значит весёлую и занимательную беседу; с ними говорить или о чём спориться - предвещает неудачу в нача­том деле или совершенную остановку оного»; «Басню читать во сне самому - удовольствие и радость, слушать, как другой читает, - скуку, горесть и лёгкую болезнь»; «Кашу есть - бед­ному предвещает поправление состояния, а богатому - расстройство имения»; «Кра­савицу видеть и с нею говорить - предве­щает дурную погоду, непрочность преходя­щих благ и минутное удовольствие»; «Бить во сне своих подчиненных означает их послуша­ние»; «Библиотеку во сне видеть предвещает приобретение новых познаний и беседу с учё­ными людьми»; «Иероглифы видеть - значит вмешаться в запутанное дело». В некоторых толкованиях можно услышать даже сатири­ческую интонацию, например, в таком про­видческом пассаже: «Воровать во сне разные вещи - значит безопасность и успех в начатом деле». Любопытно, что воровству, очевидно как самому распространённому общественному явлению, посвящена наиболее обстоятельная статья «Снотолкователя». Согласно этой статье, успех или неуспех в делах сновидца напрямую зависит от того, как, у кого, что и сколько он во сне украл.

Соединив традиционные народные веро­вания с этическими, моральными и нрав­ственными наставлениями, автор «Новейшего снотолкователя» особое внимание уделил предметам, связанным с культурой и просве­щением: музыкальным инструментам, книгам, библиотекам. К примеру: «Книги сочинять -значит потерю времени и денег; читать весе­лые книги - есть знак радости и удовольствия; читать книги важные и высокие по предмету -знаменует добродетель и мудрость; переписы­вать хорошие книги - означает приобретение полезных познаний». Как видим, даже в этих откровенно назидательных сюжетах присут­ствует известная доля иронии. На подобное прочтение «Снотолкователя» настраивает и авторское признание, сделанное в предисло­вии: «Я решился издать сию книгу сколько для некоторой пользы, столько или ещё и больше для удовольствия благоразумных и рассуди­тельных читателей».

 


Новейший снотолкователь, составленный по руководству иностранных и в сногадательной науке искусных мужей, каковы: Платон, Птолемей, Альбумазар, Алия, Варлаам, Артемидор и Иоанн Кенигсбергер. Расположенный азбучным порядком. С многими кар­тинками. Москва: В типографии Н. Степанова. При Императорском театре. 1829. 252 с., 47 л. иллюстраций - резцовых гравюр, иллюминованных акварелью. В цельнокожаном переплёте конца XX века, имитирующем переплёты середины XIX века. На крышках золототиснёные геометрические рамки. В центре крышек тиснёный растительный орнамент. На корешке золототиснёные заглавие и орнамент. Золототиснёные подвёртки. В тексте владельческие надписи - ученические прописи «орешковыми» чернилами.

Предыдущая статья Виды самых интересных церемоний Коронации Императора Николая I и Императрицы Александры (1828 год)
Следующая статья Искусство брать взятки (1830 год)
Печать
955 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top