Search
12 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Образы Италии (1912-1913 годы)

Образы Италии (1912-1913 годы)

Павел Муратов

Лучшее истолкование этой книги дал её автор. В предисловии к первому изданию он написал: «Книга является опытом изображения Италии: её городов и пейзажей, её исторического и художественного гения. Удержанные здесь образы Италии можно назвать тоже воспоминаниями. Италия с особой силой пробуждает в душе каждого способность воспоминаний. Дни, прожитые там, не исчезают бесследно, и прошлое отдельного существования выступает отчётливее на фоне неумирающего и великого прошлого. Прошлое Италии представляет главную тему этой книги. В нём больше жизни, настоящей вечной жизни, чем в итальянской современности. Она не внушает вражды, мешаюшей верить в будущее итальянского народа, сохранившего многие прекрасные черты. Но, думается, душа этого народа полнее и вернее выражена в его старом искусстве, в судьбе его исторических героев и в его религиозной древней связи с картинами окружающей природы. Италия принадлежит к великим темам, не устающим привлекать мысль и воображение различных людей и сменяющихся поколений. Мне кажется, что в выборе тем этой книги и подходе к ним сказывается дух нашей эпохи. Для понимания душевного объёма ныне живущего поколения видится не лишней книга, хоть отчасти представляющая его «пробу» на такой вечной теме, как Италия».

Эти строки принадлежат Павлу Павловичу Муратову -эссеисту, прозаику, переводчику, публицисту, искусствоведу.
Муратов - потомственный дворянин, воспитанник 1-го Московского кадетского корпуса, выпускник Института путей сообщения. В годы русско-японской и Первой мировой войн - боевой офицер, артиллерист, участник сражении на Кавказском фронте, начальник «воздушной борьбы» севастопольской крепости. В мирной жизни - хранитель Отдела изящных искусств Румянцевского музея, библиотекарь Московского университета, автор аналитических искусствоведческих статей, регулярно появлявшихся в лучших русских художественных журналах Серебряного века - «Весах», «Золотом Руне», «Аполлоне», «Старых годах».

Крупный учёный, «тихий, почтеннейший и талантливый труженик» (А. Белый), чьё исследование о русской живописи до середины XVIII века, написанное для «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, современники сочли «открытием русской иконы как явления высокого искусства». А ещё - эстет-ствующий литератор, прозаик, автор нескольких'сборников рассказов, комедии и исторического романа «Эгерия». После октябрьской революции 1917 года - «руководящий советский работник»: член Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины, председатель Московского института исгорико-художесгеенных изысканий и музееведения, один из руководителей Института искусствознания и археологии. После 1922 года - «невозвращенец», воспользовавшийся служебной командировкой в Берлин для бегства из Советской России; эмигрант, живший в Риме, Париже, Лондоне и умерший в Южной Ирландии.

При всём многообразии дарований и заслуг Муратова «Образы Италии» - главный его труд. Впервые оказавшись в Италии в 1908 году вместе со своим другом писателем Борисом Зайцевым, он «заболел» этой страной и с той поры постоянно туда возвращался. Только лишь в Венеции Муратов, по его собственному признанию, был шестнадцать раз, находясь там от одного дня до месяца. Желание зафиксировать непосредственное впечатление от виденного послужило отправной точкой в работе над новой книгой. Вот так в 1911 году в Москве увидел свет первый том «Образов Италии». Второй том появился годом позже.

В Хронике представлено второе издание книги 1912-1913 годов. Критика отмечала «безукоризненность» её полиграфического исполнения. В это время Муратов работал над третьим томом «Образов». Завершённый в 1917 году, он был напечатан лишь семь лет спустя, в Берлине, в издательстве З.И. Гржебина. Книга имела посвящение Борису Зайцеву - «в воспоминание о счастливых днях».


Муратов Павел Павлович (1881-1950)
Образы Италии.
[Тома I-IL] Второе издание. Москва, «Научное слово», 1912-1913. Т. 1:1912. Венеция. Путь к Флоренции. Флоренция. Города Тоскании. 10, 265 с, 17 л. иллюстраций. Т. II: 1913. Рим. Лациум. Неаполь и Сицилия. 10,197 с, 15 л. иллюстраций. В двух одинаковых цельнокожаных переплётах. Форзацы разноцветной вощёной бумаги «павлиний глаз». 25,1x17,2 см. На передних форзацах экслибрис великого князя Игоря Константиновича (1894-1918), убитого большевиками в Алапаевске.

Предыдущая статья Рассказы (1912 год)
Следующая статья Три века. Россия от Смуты до нашего времени (1912-1913 годы)
Печать
654 Оценить статью:
5.0

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top