Search
22 сентября 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Почти конфиденциальное обращение к читателю...

Почти конфиденциальное обращение к читателю...

Предисловие автора к первому выпуску "Библиохроники" в серии "Здесь, под небом своим..."

Из числа многих, в своём роде сметливых предположений наконец одно было, странно даже и сказать, что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон, что англичанин издавна завидует, что, дескать, Россия так велика и обширна, что даже несколько раз выходили и карикатуры, где русский изобра­жён разговаривающим с англичанином. Англичанин стоит и сзади держит на верёвке собаку, и под собакой разумеется Наполеон «Смотри, мол, - говорит, - если что не так, так я на тебя сейчас выпущу эту собаку!» И вот теперь они, может быть, и выпустили его с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию - будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков.

Н. Гоголь. «Мёртвые души»

Стоит ли иметь много детей, если сыновья рождаются в киверах и лосинах, а дочери с личиками вдов?

Б. Окуджава. «Свидание с Бонапартом»

И думал Цыганов: Зачем я жил? Зачем я этой жизнью дорожил? Зачем работал не жалея сил? Зачем дрова рубил, коней любил? Зачем я жил, гулял, зачем дружил, Зачем, когда так быстро песня спета? Зачем? И он не находил ответа...

Д. Самойлов. «Цыгановы»

Глубокопочитаемый Читатель!

Теперь Ты (это не фамильярность, а выражение повышенной степени довери­тельности) полностью в курсе дела, что есть «Библиохроника». Ты уже понял, что это - жанр издания, где книга используется как памятник культуры, исто­рии и просто человеческих отношений.

Название тематической серии выпусков нового проекта Библиохроники -слегка перефразированные слова знаменитого романса «Журавли» («Здесь, под небом чужим, я как гость нежеланный, слышу крик журавлей, улетающих вдаль...»), некогда очень популярного в среде российской эмиграции.

Однако, незначительная, казалось бы, замена одного слова (в нашем случае «чужим» на «своим») даёт возможность, даже в условиях сегодняшних полити­ческих и этнографических реалий, объединить под одним переплётом всё то, что в сознании наших современников и, надеемся, потомков непреложно было и остаётся российским.

Структура проекта «Здесь, под небом своим...» несколько отличается от томов предыдущего замысла «В некотором царстве...» в том смысле что здесь подо­браны книги, объединённые единой тематической направленностью. В насто­ящем выпуске это - Отечественная война 1812 года, когда Россия подверглась вторжению армии Наполеона и с честью вышла из этого испытания.

В томе, представляемом ныне на суд Читателя, - отражение важнейших собы­тий нашей и европейской истории. Мы отдаём себе отчёт в том что, при совре­менных темпах информационной, ментальной и временной эволюций гово­рить о «дне вчерашнем» нужно с большой осторожностью: не превратился ли этот «день», пока писался текст, в день позавчерашний, а то и вовсе в «преданья старины глубокой»...

Итак, в центре событий - Отечественная война 1812 года. Если быть более точным, то временной и смысловой охват этого выпуска Библиохроники несколько шире. В нём на очень разных материалах исследуется и анализиру­ется тема «Россия и Наполеон».

Что такое Наполеон для России? Это - недолгий коварный союзник и много­летний опасный соперник. Это - «исчадие ада» для одних и «бог войны» для дру­гих. Это - сотни тысяч поломанных, искалеченных или уничтоженных жизней. Это - тысячи разрушенных городов, деревень, местечек и усадеб. Это - сожжён­ная Москва. Это - Зарубежный поход, знакомство русских с Европой и зарожде­ние тайных обществ. Это - победное вхождение Александра I в Париж, эпоха конгрессов, гегемония России в европейской политике и, как следствие, созда­ние антирусских коалиций. А ещё это - московский храм Христа Спасителя. Множество картин и гравюр, памятников и скульптур, песен, опер, симфоний. И конечно же, книги. Многие тысячи книг всех жанров: мемуары, исторические исследования, романы, повести, поэмы, оды и гимны. А в них - наполеоновский профиль Чичикова, по-наполеоновски сложенные на груди руки пушкинского Германна, тёмные «бонапартовские» мысли студента Родиона Раскольникова, небо Аустерлица, отразившееся в глазах князя Андрея Болконского, звонкий смех сбежавшей из дома на войну Шурочки Азаровой...

Более ста таких книг представлено в настоящем выпуске Библиохроники. Он начинается с рассказа о малоформатном «новиковском» издании «Париж в мел­кой живописи» (Москва, 1789 год). Примечательно, что французский текст этого сочинения увидел свет в столице Франции в тот самый год, когда туда впервые приехал шестнадцатилетний студент военной школы в Бриенне Напо­леоне Буонапарте, а его русский перевод был напечатан за считанные недели до падения Бастилии - события, сделавшего возможным взлёт Наполеона к вершинам власти.

А далее - два века запечатлённых в этих книгах событий, имён, фактов, дат, сводок, реляций, афиш, воспоминаний современников, документальных сви­детельств, художественных домыслов и вымыслов, исторических «умыслов».

Надеемся, Читатель сам проникнется живой атмосферой тех лет и предста­вит себе их кульминационные моменты: вторжение французов в Россию, Боро­динское сражение, пожар Москвы, гибель Великой армии, возвращение Напо­леона во Францию, его самоотверженную, но обречённую на поражение борьбу, его отречение и кончину.

Крах армии великого, но оказавшегося стратегически не расчётливым полко­водца на бескрайних просторах России - главный итог кампании 1812 года. Умелая тактика российских генералов, по сути дела заманивших французов в западню с последующим изгнанием их из пределов России, что повлекло за собой освобождение Европы от власти «безусловно талантливого само­званца», - ещё один исторический урок со множеством последствий. Хотя исто­рия, как известно, «учит только тому, что ничему не учит».

Авторам-составителям представляется важным дать доступ Читателю не только к книгам, посвящённым теме России эпохи наполеоновских войн (это -по умолчанию), но и показать целый ряд сопутствующих изданий, прямо или косвенно помогающих понять, «о чём собственно идёт речь»: о противостоя­нии французов и русских в начале XIX столетия или о нечто большем, затраги­вающем общефилософские, общеисторические и мировоззренческие аспекты, важные как для давно ушедших, так и ныне живущих и грядущих поколений...

Поэтому в нашей книге присутствуют и «Плутарховы жизнеописания», и «Анекдоты, или Достопамятные сказания о Михаиле Ларионовиче Кутузове», и «Опыты теории партизанского действия» Дениса Давыдова (активного участ­ника войны и талантливого писателя), и жизнеописание Николая I Н. К. Шиль-дера, и романы Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Само собой разумеется, ни один из помещённых в книге сюжетов не обходит стороной исследуемый ката­клизм европейской истории.

Возможности жанра позволили авторам-составителям широко использовать богатейший иллюстративный материал (гравюры, литографии, рисунки, супер- и просто экслибрисы, владельческие подписи и автографы на изда­ниях), имевшийся в их распоряжении.

К моменту завершения работы над этим выпуском авторский коллектив уже был удостоен высокой оценки Правительства Российской Федерации - пре­мии в области культуры. Мы надеемся и в дальнейшем искренне служить на просветительском поприще, адресуя наш труд в первую очередь идущему вслед за нами молодому поколению...

Необходимо отметить, что при подготовке этого тома предельная творческая нагрузка легла на плечи Алексея и Веры Невских. Они не только работали над текстами, но и предложили ряд удачных находок, на наш взгляд значительно украсивших книгу: это и так называемые «Окна Библиохроники» (использо­ванные в книге гравюры конца XVIII-начала XIX века на сюжеты наполеонов­ских войн), и помещённый в приложении «Реликварий» с памятными предме­тами наполеоновской эпохи и т. п. Не менее творческой инициативы проявил и наш «главный конструктор» - Эдуард Козлов. Остальные участники проекта также, по мере сил, способствовали его реализации.

Особую роль в осуществлении нашего проекта играла и играет редакция замечательного журнала «Наше наследие». Это издание - единственное в Рос­сии последних двадцати с лишним лет по полноте и качеству материалов, поме­щаемых на его страницах. Просветительская роль этого журнала огромна. А его конкретные идеологи и организаторы академик Дмитрий Лихачёв, Раиса Горбачёва (ныне, к сожалению, от нас ушедшие), главный редактор Владимир Енишерлов, заместитель главного редактора Дмитрий Иванов и главный худож­ник Александр Рюмин - это люди, принадлежащие, к большому сожалению, к «исчезающему виду». Их личный вклад в сохранение нашего культурного наследия практически неоценим.

Следует с удовлетворением отметить довольно широкий интерес к уже появившимся в свет книгам проекта широкой студенческой, университетской, научной и музейно-библиотечной общественности. Не станем скрывать: нам лестно, что тома Библиохроники уже стоят на полках (причём главным обра­зом в отделах редких книг!) в таких учреждениях, как МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва), Библиотека Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Одесский государственный университет, Киевская государственная академия, Харьковский университет им. В. Н. Каразина, Стэн-фордский университет (США, Калифорния), Колумбийский университет (США, Нью-Йорк), Кембриджский университет (Великобритания, Кембридж, Инсти­тут славистики), Сорбонна (Франция, Париж), Пражская национальная библио­тека (Чехия) и многих других.

Как обычно, мы не можем не выразить особую признательность тем, кто по крайней мере «не мешал» (надеемся, что чувство юмора не утеряно у нашего Читателя). Их также можно назвать «сочувствующими». Тем, кто знаком с прес­сой 30-х годов прошлого века, этот термин не может показаться странным, поскольку в эту категорию попадали люди, искренне желавшие успеха пред­принимаемым проектам.

К сожалению, приводимый ниже список несколько отличается от предыду­щего (том III Библиохроники), главным образом - в силу ряда причин: «иных уж нет, а те - далече, как Сади некогда сказал!» (А. С. Пушкин). Это касается не только физического удаления, но и других, вполне естественных в нашей бур­ной жизни изменений... Итак, низкий поклон:

Аманназарову Мураду
Антоновой Ирине
Бердичевскому Якову (Германия)
Богданович Марине
Боровкову Анатолию
Бурлуцкой Вере (Германия)
Бурмакиной Светлане
Бурмистрову Сергею
Бычкову Василию
Венгерову Игорю
Венгеровой Мари-Софи-Еве (Россия, Франция)
Гамалий Артуру
Гандрабуру Николаю
Головиной Инне (Франция)
Горской Елене
Гурьевым Владимиру и Бэле (Германия)
Гусману Михаилу
Дмитриеву Игорю
Енишерлову Владимиру
Жильцову Владимиру (Германия)
Зинченко Владимиру
Иванову Дмитрию
Ивановой Светлане
Кабалкиным Марине и Натану
Калганову Сергею
Каменскому Михаилу
Касимову Ульви
Ключникову Артемию
Корень Наталье
Кузьминой Марине
Куценко Юрию
Левнеру Михаилу
Линецкому Алексею
Лищине Сергею (Украина)
Лошак Марине
Лошаку Виктору
Лукашиным Олегу и Алексею
Моно Люку (Франция)
Мостовому Вячеславу
Насоновым Ирине и Сергею
Невскому Алексею Анатольевичу
Никишину Алексею
Ниточкину Сергею
Паншеву Николаю
Постниковой Ольге
Потапову Евгению (Германия)
Рацу Марку (Израиль)
Романюк Наталье
Рузайкиным Анне и Александру
Самойленко Сергею
Светиковой Светлане (Германия)
Сёминой Наталье
Слуцкому Роману
Таракановой Ольге
Тарноградскому Игорю
Толстякову Артуру
Трощинской Людмиле
Файнштейнам Татьяне и Александру (Германия)
Хвоенко Оксане
Хорошилову Павлу
Чапкиной Марии
Шварцеру Аркадию
Шпигелю Борису
Шутову Николаю
Щаренским Тамаре и Вячеславу
Эрнсту Константину
Особая благодарность за долготерпение и поддержку - Марине Венгеровой.

 

Авторы-составители искренне надеются, что благосклонный Читатель вос­примет плоды нашей работы с интересом и пользой. Да не угаснет почитание и любознательность к отечественной истории!

С уважением, Алексей Венгеров,
доктор технических наук, профессор,
руководитель проекта «Библиохроника»

 


В оформлении шмуцтитула (с. 7) использованы:

Портрет императора Александра I. Гравюра А. Флорова с оригинала Л. Буи. 1826.

Император Франции Наполеон I Бонапарт. Германия, конец XIX века. Фарфор, надглазурная роспись, позолота.

В качестве концовки (с. 698) использовано изображение кружки под пинту эля в виде фигуры Напо­леона I (Англия, 1804. Фаянс, надглазурная роспись, позолота).

Предыдущая статья Соло на Ундервуде (1980 год)
Следующая статья Париж в мелкой живописи (1789 год)
Печать
559 Оценить статью:
Без рейтинга

Документы для загрузки

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top