Search
25 февраля 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Пантеон российских авторов (1801 год)

Пантеон российских авторов (1801 год)

«Пантеонами» древние греки и римляне называли храмы, посвященные «всем богам». «Пантеоном российских авторов» решил назвать альбом гравированных портретов российских литераторов известный московский издатель и коллекционер Платон Петрович Бекетов (1761-1836).

Двоюродный брат знаменитого баснописца ГШ. Дмитриева, дальний родственник Н.М. Карамзина, Бекетов родился в Симбирске, образование получил в частных пансионах Казани и Москвы, пятнадцатилетним вступил в военную службу, в 1798 году вышел в отставку и поселился в первопрестольной. Человек широко образованный (в 1811 году он будет избран председателем Общества истории и древностей российских), Платон Петрович поставил перед собой задачу - найти и издать возможно более полное собрание портретов выдающихся деятелей русской истории. «Пантеон российских авторов» стал первым шагом на пути к осуществлению этого замысла. СП. Виноградов в своём исследовании «Собрание портретов, издаваемых ПЛ. Бекетовым» (Москва, 1913) говорит о -Пантеоне» как об «одном из первых опытов издания по русской иконографии, задуманном в очень широких размерах». К сожалению, как это нередко случается, судьба интереснейшего начинания сложилась несчастливо. Виноградов пишет об этом: «В 1801 году Бекетов предпринял издание биографий, составленных Н.М. Карамзиным, и портретов русских писателей под заглавием «Пантеон российских авторов». Но, выпустив четыре тетради, заключавших каждая по пяти биографий с портретами и приготовив ещё десять портретов, которые остались неизданными, он по недостатку подписчиков вынужден был издание прекратить».

Так как отдельные выпуски «Пантеона» расходились плохо, было решено оставшийся тираж сплести в конволюты с общим для всех четырёх тетрадей титульным листом и фронтисписом. В качестве эпиграфа на титульном листе поместили карамзинские строки:

Душа писателей в творениях видна,
Но самый образ их бывает нам приятен.

Гравированный фронтиспис изображал аллегорическую картину с «изъяснением»: «Солнце освещает с одной стороны зимнюю сцену, а на другой быстрым действием извлекает из земли мураву и цветы: эмблема просвещения в нашем отечестве». Большую часть портретов изготовили гравёры Иван Розанов и Алексей Осипов. О достоверности изображений в предисловии говорилось: «Мы собрали что могли. Ручаемся за сходство многих, но не всех. О работе художников пусть судит публика».

Открывала «Пантеон» гравюра Н. Соколова «Боян, соловей древних лет». Примечательно пояснение, написанное к портрету Карамзиным: «За несколько лет перед сим нашлось древнее русское сочинение, названное «Песнею воинам Игоря». Знатоки наших древностей утверждают, что оно должно быть произведением XII века. Автор неизвестен, но в начале своей песни он именует другого песнопевца, Бояна, славит его дарования и называет Соловьем древних лет. Мы не знаем, когда жил Боян и что было содержанием его сладких гимнов, но желание сохранить имя и память древнейшего русского поэта заставило нас изобразить его в начале сего издания. Он слушает поющего соловья и старается подражать ему на лире».

В «Пантеон» были также включены портреты Нестора-летописца, патриарха Никона, Феофана Прокоповича, Василия Татищева, Ивана Баркова, того самого, что «прославился замысловатыми и шуточными стихотворениями, которые, хотя и никогда не были напечатаны, но редкощ неизвестны...». Завершает галерею изображение Михаила Ломоносова, «сына бедного рыбака, сделавшегося отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства».

Тетради «Пантеона» печатались в лучшей московской типографии того времени -у Семёна Иоанникиевича Селивановского (1772-1835). Селивановский начал заниматься книгоизданием ещё в 1793 году, но после указа 1796 года о запрещении частных («вольных») типографий покинул белокаменную и перебрался на юг. В 1800 году он возобновил деятельность в Москве, арендовав Сенатскую типографию, которая была также и словолитней. Шрифты и качество печати заведения Селивановского считались образцовыми по всей России.

Потерпев неудачу с выпуском «Пантеона» «на стороне», Бекетов решил взять дело в свои руки и в том же 1801 году открыл собственную типографию со словолитней. Вскоре он стал главным конкурентом Селивановского. В 1812 году, во время московского пожара, дом и типография Бекетова сгорели. Уничтожил огонь и нераспроданные конволюты «Пантеона», хранившиеся в одном из флигелей бекетовской усадьбы.

Сегодня полный комплект «Пантеона» -большая редкость и предмет вожделения многих коллекционеров. Как отмечал еще в начале XX века С.П. Виноградов, «ценя изданные Бекетовым портреты, знатоки давно дорожили ими и усиленно собирали». Представляемый в Хронике экземпляр издательского конволюта «Пантеона российских авторов» - с цельногравированным титульным листом.


Пантеон российских авторов. [Тексты Н.М. Карамзина.] Часть первая. Издание Платона Бекетова. Москва, печатано в Сенатской типографии у Селивановского, 1801.1 л. гравированный титул, 1 л. гравированный фронтиспис, [40] с, 20 л. гравюр (портреты). На обороте гравюр - издательские марки Сенатской типографии. В полукожаном переплёте начала XIX века. На корешке золототиснёное заглавие. 31x20 см.

Предыдущая статья Слово о полку Игореве (1800 год)
Следующая статья Костюмы, нравы и обычаи русских (1801-1803 годы)
Печать
1466 Оценить статью:
3.5

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."

А. Минкин (МК)

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

"Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top