Search
22 сентября 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Париж в мелкой живописи (1789 год)

Париж в мелкой живописи (1789 год)

[Жан-Пьер-Луи де Люше]

В конце XVIII столетия Париж являлся одним из крупнейших городов Европы. По разным дан­ным, численность его населения составляла от восьмисот тысяч до миллиона человек. Совре­менники нередко называли его «центром Все­ленной». Один из них, философ, писатель и публицист Луи-Себастьян Мерсье, автор зна­менитой книги «Картины Парижа», писал: «Когда говорят про Париж, что это "Вселенная в миниатюре", то этим ещё не говорят ничего. Нужно его видеть, исходить вдоль и поперёк, осмотреть всё, что в нём есть, изучить ум и глу­пость его жителей, их изнеженность и их непре­одолимую болтливость. Нужно, наконец, наблю­дать всю эту смесь мелких обычаев и привычек сегодняшнего или вчерашнего дня, из которых образуются частные законы, находящиеся в постоянном противоречии с законом общим». Но именно такую задачу поставил перед собой французский аристократ и литератор маркиз де Люше. Свою книгу, вышедшую в 1784 году, он так и назвал: «Париж в миниатюре, с зарисовок нового Аргуса» (Paris en miniature, d'apres les dessins d' un nouvel Argus). Как известно, в антич­ной мифологии имя Аргуса носил многоглазый великан. С течением времени так стали назы­вать людей внимательных, зорких, за всем наблюдающих и всё примечающих. Таким обра­зом, автор «Парижа в миниатюре» брал на себя обязательство представить читателю точную и беспристрастную панораму великого города. В предисловии к книге говорилось: «Вот, нако­нец, под одним только перстом сей театр толи-ких происшествий, сие толикими государями посещённое место, сия толиких славных мужей отчизна, безмерная сия столица, жители коей составляют мир, коей предместия суть грады. Сей город, которого обыкновения, нравы и писания весь свет беспрестанно обновляют и компасом оного учиняются, становится под моею кистью единою только точкою». Характе­ризуя парижскую жизнь, де Люше писал: «В Париже потребны люди всякого состояния, и все находят там место: площадные лекари, кукольники, песенники, даже девки средственной добродетели... Симфонисты, песенники, рёв зверей, крики разносчиков, хлопанье бичей, стук экипажей, колокола, охотничьи роги, бара­баны, свист, визг, вой... - всё, исключая грома, которого не слышно, учиняет Париж. Страсти не выступают из пределов внутри Парижа, разве что для сыскания препон, их удерживаю­щих. В нём не знают ни умыслов, ни возмуще­ний. В Париже для того только вольностию наслаждаются, чтобы воспеть своё блаженство и государя... Известия безмерностию новостей и происшествий поглощаются, и там бывает столько одного за другим последующих дея­ний, что нет свободного времени в одном пред­мете углубиться. Сегодня одна причина всех умы потрясает, подъемлет весь свет на воздух, призывает весь город во дворец, а назавтра это - мечта». Любопытно, что почти полтора десятилетия спустя эту же мысль повторил Наполеон. В начале 1798 года, вскоре после воз­вращения из итальянского похода, находясь на вершине славы, он сказал другу: «В Париже ни о чём не сохраняют длительных воспомина­ний. Если я останусь здесь надолго, ничего не совершив, всё потеряно. В этом великом Вави­лоне одна слава затмевает другую: достаточно было бы увидеть меня три раза в театре, как на меня перестали бы смотреть».

Хаотичным, но безопасным, вольнолюбивым, но покорным своему королю увидел и описал Париж за пять лет до штурма Бастилии «новый Аргус» XVIII столетия - маркиз де Люше. «Париж в миниатюре» практически одновременно вышел в Париже и Лондоне по-французски, затем был переведён на ряд европейских язы­ков, в том числе на русский. Стоит отметить, что русский перевод, имевший заглавие «Париж в мелкой живописи», появился в начале 1789 года, так что русские читатели получили воз­можность познакомиться с мирными карти­нами парижской жизни в самый канун великих потрясений Великой революции.

Однако для нас сочинение де Люше любо­пытно ещё и тем, что именно в том самом году, когда оно увидело свет, в столицу французского королевства впервые приехал шестнадцатилет­ний студент военной школы в Бриенне Напо­леоне Буонапарте, за успехи в учёбе переведён­ный в Парижскую военную школу. Кстати, в книге де Люше имеется описание архитектур­ного комплекса, в котором она размещалась: «Воинское училище, откуда бы на него ни смо­трели, лицевою стороною почитают. Монумент сей внимания достоин, и ежели находящаяся в оном церковь приводит в изумление, то пред­шествующее ей Марсово поле зрение наипри­ятнейшим образом удивляет». В 1785 году Напо­леон был выпущен из школы в чине младшего лейтенанта артиллерии, а ещё через два года её упразднили. Тогда в учебных аудиториях устро­или казармы. Сейчас там размещается Военная академия.

Вообще в книге упоминается немало мест, так или иначе связанных с жизнью Наполеона. Например, автор с восторгом описывает неза­долго до того перестроенные королевский дво­рец и примыкающий к нему парк Тюильри. Об этом популярном у парижан месте гуляний де Люши говорит: «Тюильри - наилучший из садов, а особливо после того, как площадь и ста­туя Людовика XV служат к его украшению. Вся­кий день приходят туда приносить почтитель­ное покаяние за то, что долго о нём не рачили, но недостаёт тут ряда столбов вдоль террасы фельянов, который бы, будучи украшен пояс­ными королей наших изображениями, служил во время дождя прогуливающимся убежищем. Какое преизрядное украшение, сие множество нераздельных разновидностей, в праздничные дни большой бассейн окружающих! Нет ничего приятнее, ни великолепнее: красота, кокетство, простота, велеречие, особенность - всё тут для составления наитрогательнейшей и переменнейшей картины собирается». Завершается опи­сание Тюильри проникновенным обращением автора к саженцу каштана: «Бедное деревцо, -сказал я некогда молодому каштановому дереву, которое из большой аллеи видно. - Сколько вещей произойдёт под твоими листьями сораз­мерно твоему взращению и силе!» Действи­тельно, и каштанам парка Тюильри, и тем, кто любил отдыхать в их тени, вскоре довелось уви­деть множество поразительных событий. Так, 10 августа 1792 года лейтенант Буонапарте, при­ехавший в Париж хлопотать по своим делам, из толпы, собравшейся у дворцовой ограды, наблю­дал за штурмом Тюильри. Впоследствии он, император Франции, разместил там свою рези­денцию.

Люксембургский дворец, где Наполеон неко­торое время жил после перворота 18 брюмера и куда впоследствии вселил французский Сенат; Сорбонна - парижский университет, закрытый в 1790 году и 18 лет спустя возрождённый по указу Наполеона; красивейшая площадь города - Королевская, которую Наполеон в 1800 году переименовал в площадь Вогезов в честь небольшого департамента на северо-востоке Франции, первого, сдавшего налоги в казну Французской республики, - вполне есте­ственно, что большинство из описанных в книге замечательных зданий или кварталов Парижа так или иначе оказываются связан­ными с именем Наполеона Бонапарта.

Создал этот примечательный труд, соединив­ший в себе путеводитель и очерки городских нравов, Жан-Пьер-Луи де Ла Рош дю Мэн, мар­киз де Люше - иезуит и кавалерийский офицер, журналист и писатель, директор театра и библи­отекарь. Как известно, бурный на события Век Просвещения вписал в историю множество примеров замечательных и необычных челове­ческих судеб. Биография маркиза де Люше, вне всякого сомнения, относится к их числу. Он родился в Сенте, близ Ла Рошели, 13 января 1739 года. Учился в родном городе. Вступил в орден иезуитов. Пользуясь покровительством герцога Орлеанского, взялся написать историю Орле­ана. Первый том этого сочинения вышел в 1766 году в Париже, но вызвал скандал, так как в нём обсуждался вопрос, была ли божественной мис­сия Орлеанской Девы - Жанны д'Арк. Герцог Орлеанский убедил автора прекратить публи­кацию и уничтожить все имевшиеся у него экземпляры издания. В качестве компенсации де Люше получил 5000 франков: 2000 - от гер­цога и ещё 3000 - от мэрии Орлеана. Когда в 1773 году орден иезуитов был упразднён, де Люше поступил на военную службу в кавале­рию, однако бысто вышел в отставку и занялся литературой. В это же время он попытался раз­богатеть и вложил всё своё состояние в горно­добывающую промышленность, но разорился и, преследуемый кредиторами, бежал из Парижа. Несколько месяцев он прожил у Воль­тера, который говорил о нём, что вся его жизнь -это неудачная попытка отыскать философский камень. В 1776 году де Люше перебрался в Лозанну, где некоторое время издавал журнал. Год спустя он с рекомендательным письмом Вольтера явился к Фридриху II, ландграфу Гессен-Кассельскому. В Касселе он стал дирек­тором библиотеки, французского театра, мест­ного музея, а также секретарём Общества древ­ностей и советником по вопросам культуры. Причём все эти должности де Люше умудрялся совмещать. Даже в укромном немецком княже­стве его беспокойный нрав и неуёмная энергия требовали выхода. Так, проигнорировав огром­ную работу по каталогизации Кассельского книгохранилища, выполненную его предшест­венниками, он решил ввести там французскую систему, что привело к полному хаосу и было названо современниками «Французской рево­люцией Кассельской бибилиотеки».

После смерти Фридриха II в 1785 году де Люше, уволенный со всех должностей сразу, поступил на службу к принцу прусскому Генриху, кото­рый в 1788 году назначил ему пенсию в размере 2000 крон. Созыв Генеральных штатов во Фран­ции позволил де Люше вернуться в Париж, где он основал «Городской журнал» (Journal de la ville) и опубликовал две книги, принесшие ему грандиозный успех: «Галерею Генеральных шта­тов» (Galeries des Etats-generaux) и «Галерею французских дам» (Galeries des dames francaises). Как писатель де Люше оказался весьма плодо­вит. За время его литературной деятельности с 1763 по 1792 год вышли более 60 томов его сочинений. Он писал стихи, пьесы, романы, оперы, песни, эссе. В оценках был резок, язвите­лен, насмешлив. Современники отмечали, что он не мог пропустить ни одного скандала, откликаясь на них своими эссе и критическими статьями. Из-за этого выпускаемые им газеты и журналы неоднократно закрывались.

Одна из самых известных работ де Люше -вышедшее в 1789 году во Франции «Эссе о секте иллюминатов». В конце XVIII века иллюмина­тами называли членов общества (или ордена), образованного в 1776 году в Баварии и ставив­шего своей целью борьбу с суеверием и невеже­ством путём распространения просвещения и нравственности. Организация имела чёткую структуру, частично позаимствованную у ор­дена иезуитов, и поддерживала тесные кон­такты с франкмасонами. В момент её расцвета она насчитывала около 2000 членов, многие из которых были лицами знатными, богатыми и влиятельными. В 1785 году баварский кур­фюрст запретил общество иллюминатов. Тем не менее в различных странах Европы имелось немало людей, увлечённых его идеями.

В своей брошюре де Люше обвинил иллюми­натов в попытке поставить под контроль всю Европу, в частности Францию, используя для этого своё влияние на Людовика XVI. Он писал: «Вы увидите, что король будет слугой страстей всех окружающих его, что он будет наделять властью недостойных вопреки собственному суждению, позоря этим самого себя». Маркиз давал также свой прогноз будущего Франции в случае, если там победит революция во главе с иллюминатами: «Мы не говорим, что страна, которой правят иллюминаты, перестанет суще­ствовать, но она достигнет такой степени уни­жения, что в политике с ней не будут больше считаться». Предостерегая современников, де Люше утверждал, что если его предсказания сбудутся, то дальше наступит «целая серия бед­ствий, конец которых теряется во мгле времён. Будет вечно тлеть подземный огонь, периоди­чески вырываясь наружу в разрушительных взрывах». Впоследствии сочинение де Люше неоднократно использовалось сторонниками теории масонско-иллюминатских истоков Великой французской революции.

Как известно, борьба с масонами и близкими к ним иллюминатами не обошла и Россию. Так, среди прочих правительственных мер указами Екатерины II от 23 января и 27 июня 1787 года «партикулярным» (т.е. гражданским частным) лицам было запрещено печатать в светских типо­графиях и продавать книги, «до святости» отно­сящиеся, т. е. духовного содержания. Продолже­нием той же политики явилось распоряжение Московскому университету не продлевать в мае 1789 года договор с Н. И. Новиковым об аренде Университетской типографии, хотя за 10 лет издательской деятельности им был выполнен колоссальный объём работы: выпущены около девятисот книг, поставлены новые печатные станки, пополнен состав и запас типографских шрифтов, обучены рабочие-печатники. Но как это нередко бывает в истории, в результате стран­ного переплетения судеб одной из последних книг, напечатанных в московской Университет­ской типографии Н. И. Новиковым - русским масоном и просветителем, стал «Париж в мелкой живописи», написанный маркизом де Люше - французским иезуитом и авантюристом.

 


Люше Жан-Пьер-Луи де Ла Рош дю Мэн, маркиз де (Luchet Jean-Pierre-Louis de La Roche du Main, marquis de; 1739-1792) Париж в мелкой живописи. Перевод с французскаго. Москва: В Университетской типографии, у Н. Новикова, 1789. 115 с., в том числе, 1 л. титульный, 1 л. - посвящение Н. П. Архарову, 4 с. - обращение переводчика к Н. П. Архарову. В полукожаном переплёте первой четверти XIX века. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешке тиснёный орнамент, в верхней части ярлык красной кожи с тиснёным заглавием: «Париж». 16,5х9,5 см. На переднем форзаце владельческая надпись «орешковыми» чернилами: «Ивана Караулова. 1821». Ниже, другим почерком, читательская помета конца XVIII века «орешковыми» чернилами: «Читано. Нет ничего особенного - читать можно». На свободном л. переднего форзаца дарственная надпись фиолетовыми чернилами: «Милому [стёрто] с благодарностью за работу на [стёрто] 27/Ш-32». Караулов Иван Дмитриевич - губернский секретарь, тверской помещик.

Редкое описание Парижа, вышедшее на русском языке накануне Великой французской революции. Книга имеет посвящение Николаю Петровичу Архарову (1740-1814) - генералу от инфантерии, занимавшему посты: с 1775 - обер-полицмейстера Москвы, с 1782 - московского губернатора, с 1785 - генерал-губернатора тверского и новгородского, с 1795 по 1796 - петербургского генерал-губернатора. Одно из последних новиковских изданий. Редкость.

Предыдущая статья Почти конфиденциальное обращение к читателю...
Следующая статья Жизнь и страдания Людовика XVI (1793 год)
Печать
683 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top