Search
21 апреля 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Париж в мелкой живописи (1789 год)

Париж в мелкой живописи (1789 год)

[Жан-Пьер-Луи де Люше]

В конце XVIII столетия Париж являлся одним из крупнейших городов Европы. По разным дан­ным, численность его населения составляла от восьмисот тысяч до миллиона человек. Совре­менники нередко называли его «центром Все­ленной». Один из них, философ, писатель и публицист Луи-Себастьян Мерсье, автор зна­менитой книги «Картины Парижа», писал: «Когда говорят про Париж, что это "Вселенная в миниатюре", то этим ещё не говорят ничего. Нужно его видеть, исходить вдоль и поперёк, осмотреть всё, что в нём есть, изучить ум и глу­пость его жителей, их изнеженность и их непре­одолимую болтливость. Нужно, наконец, наблю­дать всю эту смесь мелких обычаев и привычек сегодняшнего или вчерашнего дня, из которых образуются частные законы, находящиеся в постоянном противоречии с законом общим». Но именно такую задачу поставил перед собой французский аристократ и литератор маркиз де Люше. Свою книгу, вышедшую в 1784 году, он так и назвал: «Париж в миниатюре, с зарисовок нового Аргуса» (Paris en miniature, d'apres les dessins d' un nouvel Argus). Как известно, в антич­ной мифологии имя Аргуса носил многоглазый великан. С течением времени так стали назы­вать людей внимательных, зорких, за всем наблюдающих и всё примечающих. Таким обра­зом, автор «Парижа в миниатюре» брал на себя обязательство представить читателю точную и беспристрастную панораму великого города. В предисловии к книге говорилось: «Вот, нако­нец, под одним только перстом сей театр толи-ких происшествий, сие толикими государями посещённое место, сия толиких славных мужей отчизна, безмерная сия столица, жители коей составляют мир, коей предместия суть грады. Сей город, которого обыкновения, нравы и писания весь свет беспрестанно обновляют и компасом оного учиняются, становится под моею кистью единою только точкою». Характе­ризуя парижскую жизнь, де Люше писал: «В Париже потребны люди всякого состояния, и все находят там место: площадные лекари, кукольники, песенники, даже девки средственной добродетели... Симфонисты, песенники, рёв зверей, крики разносчиков, хлопанье бичей, стук экипажей, колокола, охотничьи роги, бара­баны, свист, визг, вой... - всё, исключая грома, которого не слышно, учиняет Париж. Страсти не выступают из пределов внутри Парижа, разве что для сыскания препон, их удерживаю­щих. В нём не знают ни умыслов, ни возмуще­ний. В Париже для того только вольностию наслаждаются, чтобы воспеть своё блаженство и государя... Известия безмерностию новостей и происшествий поглощаются, и там бывает столько одного за другим последующих дея­ний, что нет свободного времени в одном пред­мете углубиться. Сегодня одна причина всех умы потрясает, подъемлет весь свет на воздух, призывает весь город во дворец, а назавтра это - мечта». Любопытно, что почти полтора десятилетия спустя эту же мысль повторил Наполеон. В начале 1798 года, вскоре после воз­вращения из итальянского похода, находясь на вершине славы, он сказал другу: «В Париже ни о чём не сохраняют длительных воспомина­ний. Если я останусь здесь надолго, ничего не совершив, всё потеряно. В этом великом Вави­лоне одна слава затмевает другую: достаточно было бы увидеть меня три раза в театре, как на меня перестали бы смотреть».

Хаотичным, но безопасным, вольнолюбивым, но покорным своему королю увидел и описал Париж за пять лет до штурма Бастилии «новый Аргус» XVIII столетия - маркиз де Люше. «Париж в миниатюре» практически одновременно вышел в Париже и Лондоне по-французски, затем был переведён на ряд европейских язы­ков, в том числе на русский. Стоит отметить, что русский перевод, имевший заглавие «Париж в мелкой живописи», появился в начале 1789 года, так что русские читатели получили воз­можность познакомиться с мирными карти­нами парижской жизни в самый канун великих потрясений Великой революции.

Однако для нас сочинение де Люше любо­пытно ещё и тем, что именно в том самом году, когда оно увидело свет, в столицу французского королевства впервые приехал шестнадцатилет­ний студент военной школы в Бриенне Напо­леоне Буонапарте, за успехи в учёбе переведён­ный в Парижскую военную школу. Кстати, в книге де Люше имеется описание архитектур­ного комплекса, в котором она размещалась: «Воинское училище, откуда бы на него ни смо­трели, лицевою стороною почитают. Монумент сей внимания достоин, и ежели находящаяся в оном церковь приводит в изумление, то пред­шествующее ей Марсово поле зрение наипри­ятнейшим образом удивляет». В 1785 году Напо­леон был выпущен из школы в чине младшего лейтенанта артиллерии, а ещё через два года её упразднили. Тогда в учебных аудиториях устро­или казармы. Сейчас там размещается Военная академия.

Вообще в книге упоминается немало мест, так или иначе связанных с жизнью Наполеона. Например, автор с восторгом описывает неза­долго до того перестроенные королевский дво­рец и примыкающий к нему парк Тюильри. Об этом популярном у парижан месте гуляний де Люши говорит: «Тюильри - наилучший из садов, а особливо после того, как площадь и ста­туя Людовика XV служат к его украшению. Вся­кий день приходят туда приносить почтитель­ное покаяние за то, что долго о нём не рачили, но недостаёт тут ряда столбов вдоль террасы фельянов, который бы, будучи украшен пояс­ными королей наших изображениями, служил во время дождя прогуливающимся убежищем. Какое преизрядное украшение, сие множество нераздельных разновидностей, в праздничные дни большой бассейн окружающих! Нет ничего приятнее, ни великолепнее: красота, кокетство, простота, велеречие, особенность - всё тут для составления наитрогательнейшей и переменнейшей картины собирается». Завершается опи­сание Тюильри проникновенным обращением автора к саженцу каштана: «Бедное деревцо, -сказал я некогда молодому каштановому дереву, которое из большой аллеи видно. - Сколько вещей произойдёт под твоими листьями сораз­мерно твоему взращению и силе!» Действи­тельно, и каштанам парка Тюильри, и тем, кто любил отдыхать в их тени, вскоре довелось уви­деть множество поразительных событий. Так, 10 августа 1792 года лейтенант Буонапарте, при­ехавший в Париж хлопотать по своим делам, из толпы, собравшейся у дворцовой ограды, наблю­дал за штурмом Тюильри. Впоследствии он, император Франции, разместил там свою рези­денцию.

Люксембургский дворец, где Наполеон неко­торое время жил после перворота 18 брюмера и куда впоследствии вселил французский Сенат; Сорбонна - парижский университет, закрытый в 1790 году и 18 лет спустя возрождённый по указу Наполеона; красивейшая площадь города - Королевская, которую Наполеон в 1800 году переименовал в площадь Вогезов в честь небольшого департамента на северо-востоке Франции, первого, сдавшего налоги в казну Французской республики, - вполне есте­ственно, что большинство из описанных в книге замечательных зданий или кварталов Парижа так или иначе оказываются связан­ными с именем Наполеона Бонапарта.

Создал этот примечательный труд, соединив­ший в себе путеводитель и очерки городских нравов, Жан-Пьер-Луи де Ла Рош дю Мэн, мар­киз де Люше - иезуит и кавалерийский офицер, журналист и писатель, директор театра и библи­отекарь. Как известно, бурный на события Век Просвещения вписал в историю множество примеров замечательных и необычных челове­ческих судеб. Биография маркиза де Люше, вне всякого сомнения, относится к их числу. Он родился в Сенте, близ Ла Рошели, 13 января 1739 года. Учился в родном городе. Вступил в орден иезуитов. Пользуясь покровительством герцога Орлеанского, взялся написать историю Орле­ана. Первый том этого сочинения вышел в 1766 году в Париже, но вызвал скандал, так как в нём обсуждался вопрос, была ли божественной мис­сия Орлеанской Девы - Жанны д'Арк. Герцог Орлеанский убедил автора прекратить публи­кацию и уничтожить все имевшиеся у него экземпляры издания. В качестве компенсации де Люше получил 5000 франков: 2000 - от гер­цога и ещё 3000 - от мэрии Орлеана. Когда в 1773 году орден иезуитов был упразднён, де Люше поступил на военную службу в кавале­рию, однако бысто вышел в отставку и занялся литературой. В это же время он попытался раз­богатеть и вложил всё своё состояние в горно­добывающую промышленность, но разорился и, преследуемый кредиторами, бежал из Парижа. Несколько месяцев он прожил у Воль­тера, который говорил о нём, что вся его жизнь -это неудачная попытка отыскать философский камень. В 1776 году де Люше перебрался в Лозанну, где некоторое время издавал журнал. Год спустя он с рекомендательным письмом Вольтера явился к Фридриху II, ландграфу Гессен-Кассельскому. В Касселе он стал дирек­тором библиотеки, французского театра, мест­ного музея, а также секретарём Общества древ­ностей и советником по вопросам культуры. Причём все эти должности де Люше умудрялся совмещать. Даже в укромном немецком княже­стве его беспокойный нрав и неуёмная энергия требовали выхода. Так, проигнорировав огром­ную работу по каталогизации Кассельского книгохранилища, выполненную его предшест­венниками, он решил ввести там французскую систему, что привело к полному хаосу и было названо современниками «Французской рево­люцией Кассельской бибилиотеки».

После смерти Фридриха II в 1785 году де Люше, уволенный со всех должностей сразу, поступил на службу к принцу прусскому Генриху, кото­рый в 1788 году назначил ему пенсию в размере 2000 крон. Созыв Генеральных штатов во Фран­ции позволил де Люше вернуться в Париж, где он основал «Городской журнал» (Journal de la ville) и опубликовал две книги, принесшие ему грандиозный успех: «Галерею Генеральных шта­тов» (Galeries des Etats-generaux) и «Галерею французских дам» (Galeries des dames francaises). Как писатель де Люше оказался весьма плодо­вит. За время его литературной деятельности с 1763 по 1792 год вышли более 60 томов его сочинений. Он писал стихи, пьесы, романы, оперы, песни, эссе. В оценках был резок, язвите­лен, насмешлив. Современники отмечали, что он не мог пропустить ни одного скандала, откликаясь на них своими эссе и критическими статьями. Из-за этого выпускаемые им газеты и журналы неоднократно закрывались.

Одна из самых известных работ де Люше -вышедшее в 1789 году во Франции «Эссе о секте иллюминатов». В конце XVIII века иллюмина­тами называли членов общества (или ордена), образованного в 1776 году в Баварии и ставив­шего своей целью борьбу с суеверием и невеже­ством путём распространения просвещения и нравственности. Организация имела чёткую структуру, частично позаимствованную у ор­дена иезуитов, и поддерживала тесные кон­такты с франкмасонами. В момент её расцвета она насчитывала около 2000 членов, многие из которых были лицами знатными, богатыми и влиятельными. В 1785 году баварский кур­фюрст запретил общество иллюминатов. Тем не менее в различных странах Европы имелось немало людей, увлечённых его идеями.

В своей брошюре де Люше обвинил иллюми­натов в попытке поставить под контроль всю Европу, в частности Францию, используя для этого своё влияние на Людовика XVI. Он писал: «Вы увидите, что король будет слугой страстей всех окружающих его, что он будет наделять властью недостойных вопреки собственному суждению, позоря этим самого себя». Маркиз давал также свой прогноз будущего Франции в случае, если там победит революция во главе с иллюминатами: «Мы не говорим, что страна, которой правят иллюминаты, перестанет суще­ствовать, но она достигнет такой степени уни­жения, что в политике с ней не будут больше считаться». Предостерегая современников, де Люше утверждал, что если его предсказания сбудутся, то дальше наступит «целая серия бед­ствий, конец которых теряется во мгле времён. Будет вечно тлеть подземный огонь, периоди­чески вырываясь наружу в разрушительных взрывах». Впоследствии сочинение де Люше неоднократно использовалось сторонниками теории масонско-иллюминатских истоков Великой французской революции.

Как известно, борьба с масонами и близкими к ним иллюминатами не обошла и Россию. Так, среди прочих правительственных мер указами Екатерины II от 23 января и 27 июня 1787 года «партикулярным» (т.е. гражданским частным) лицам было запрещено печатать в светских типо­графиях и продавать книги, «до святости» отно­сящиеся, т. е. духовного содержания. Продолже­нием той же политики явилось распоряжение Московскому университету не продлевать в мае 1789 года договор с Н. И. Новиковым об аренде Университетской типографии, хотя за 10 лет издательской деятельности им был выполнен колоссальный объём работы: выпущены около девятисот книг, поставлены новые печатные станки, пополнен состав и запас типографских шрифтов, обучены рабочие-печатники. Но как это нередко бывает в истории, в результате стран­ного переплетения судеб одной из последних книг, напечатанных в московской Университет­ской типографии Н. И. Новиковым - русским масоном и просветителем, стал «Париж в мелкой живописи», написанный маркизом де Люше - французским иезуитом и авантюристом.

 


Люше Жан-Пьер-Луи де Ла Рош дю Мэн, маркиз де (Luchet Jean-Pierre-Louis de La Roche du Main, marquis de; 1739-1792) Париж в мелкой живописи. Перевод с французскаго. Москва: В Университетской типографии, у Н. Новикова, 1789. 115 с., в том числе, 1 л. титульный, 1 л. - посвящение Н. П. Архарову, 4 с. - обращение переводчика к Н. П. Архарову. В полукожаном переплёте первой четверти XIX века. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешке тиснёный орнамент, в верхней части ярлык красной кожи с тиснёным заглавием: «Париж». 16,5х9,5 см. На переднем форзаце владельческая надпись «орешковыми» чернилами: «Ивана Караулова. 1821». Ниже, другим почерком, читательская помета конца XVIII века «орешковыми» чернилами: «Читано. Нет ничего особенного - читать можно». На свободном л. переднего форзаца дарственная надпись фиолетовыми чернилами: «Милому [стёрто] с благодарностью за работу на [стёрто] 27/Ш-32». Караулов Иван Дмитриевич - губернский секретарь, тверской помещик.

Редкое описание Парижа, вышедшее на русском языке накануне Великой французской революции. Книга имеет посвящение Николаю Петровичу Архарову (1740-1814) - генералу от инфантерии, занимавшему посты: с 1775 - обер-полицмейстера Москвы, с 1782 - московского губернатора, с 1785 - генерал-губернатора тверского и новгородского, с 1795 по 1796 - петербургского генерал-губернатора. Одно из последних новиковских изданий. Редкость.

Предыдущая статья Почти конфиденциальное обращение к читателю...
Следующая статья Жизнь и страдания Людовика XVI (1793 год)
Печать
982 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top