Search
13 июля 2020 г.

Книги

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (1865)

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (1865)

Михаил Лермонтов

«Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз», - вспоминал о внешности Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) И.С. Тургенев. По одним воспоминаниям, глаза поэта «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его «с пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него «приветливо, с душевной теплотой».

«Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, - описывал М.Ю. Лермонтова художник М.Е. Меликов, - он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица».

До нашего времени дошло пятнадцать прижизненных изображений поэта. Два первых изображают мальчика 3-4 и 6-8 лет. В1834 г., сразу после производства Лермонтова в корнеты, его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845) заказала погрудный портрет внука, в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.

Авторство изображения доныне не установлено: его приписывают двум художникам - П.З. Захарову (1816-1846) и Ф.О. Будкину (1806-1850) (на обороте холста указано: «Писал Будкин 1834-го С. Петербург»).

После смерти Е.А. Арсеньевой портрет попал в имение Нееловка ее брата А.А. Столыпина (1816-1858) в Саратовской губернии, из его семьи в 1923 г. - в музей имени Ф. И. Тютчева в Мураново, оттуда - в Государственный литературный музей в Москве. Впервые портрет экспонировался на знаменитой Историко-художественной выставке русских портретов, устроенной С.П. Дягилевым в Таврическом дворце в 1905 г.

Долгое время о портрете не было ничего известно. И только в 1865 г. издатель и книгопродавец А.И. Глазунов (1829-1896) в первом отдельном издании поэмы Лермонтова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» опубликовал «новый портрет, отличающийся особенным сходством, как утверждают лица, близко знавшие покойного поэта».

Портрет был награвирован на стали в Лейпциге у Ф.А. Брокгауза с фотографического снимка. Фотографию с портрета, хранившегося в саратовском имении Столыпиных, сделал Антон Степанович Муренко (1837-1875), один из зачинателей научной фотографии в России, первый фотолетописец Поволжья и Средней Азии. В 1861 г., выйдя в отставку с военной службы, он открыл в Саратове фотозаведение, а на Нижегородской ярмарке у него был свой «фотографный балаган».

Двенадцать рисунков в тексте выполнены живописцем, рисовальщиком, акварелистом Адольфом Иосифовичем Шарлеманем (1826-1901), академиком Петербургской Академии художеств (1859) и профессором исторической живописи (1867). Позже художник создал иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова для издательства «Грядущий день».

С 1871 г. Шарлемань служил художником при Экспедиции заготовления государственных бумаг, был консультантом в рисовальных мастерских Главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II, а в 1873 г. получил титул художника Его Императорского Величества.

В технике торцовой гравюры рисунки выполнил Егор (Георг) Васильевич Гогенфельден (1828-1908), гравер-иллюстратор, один из выдающихся представителей искусства оформления книги, и гравер-ксилограф Фридрих Фрейнд (три рисунка на страницах 12, 22, 36).

Книга выпущена Александром Ильичем Глазуновым, владевшим московским филиалом фирмы Глазуновых и специализировавшимся на торговле русскими и иностранными книгами. Его магазин на Кузнецком мосту, открытый в 1859 г., был одним из крупнейших в Москве (продан в 1878 г. А.И. Мамонтову).

Напечатана книга в типографии, принадлежавшей Илье Ивановичу Глазунову (1856-1913), который в 1890 г. возглавил петербургскую фирму. За 100 лет существования (1803-1903) из типографии вышли около 900 изданий (преимущественно сочинений классиков русской литературы и учебников). В конце 1917 г. одно из крупнейших русских издательских предприятий было национализировано.

В 1840 г. Глазуновы выпустили сразу ставшее популярным первое отдельное издание «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, а в 1842-1844 гг., после смерти поэта, полное собрание его сочинений. Последнее не отличалось ни полнотой, ни текстологической точностью, поэтому, выпуская в 1865 г. первое издание поэмы «Песни про царя Ивана Васильевича...», издатели специально отметили, что в тексте «сделаны исправления по изданию стихотворений Лермонтова, сделанному в 1840 г. самим поэтом. Этого издания, чрезвычайно редкого, у нас не было при печатании последнего издания сочинений Лермонтова, а потому мы не могли тогда исправить некоторые искажения, допущенные прежними издателями».

Экземпляр происходит из собрания Николая Козьмича Синягина (1874(?)-1912), библиофила, петербургского купца. Получив после смерти отца, крупного хлеботорговца, немалое состояние, он увлекся собирательством. За 7 тысяч рублей он приобрел коллекцию библиофила и библиографа В.А. Верещагина (1859-1931), чем сразу заложил основу библиотеки.

«В течение десяти-пятнадцати лет он создал такое собрание книг, брошюр, гравюр, литографий и рисунков, изображающих виды русских городов, монастырей и церквей и быт русского народа, какое никто до сих пор не мог собрать, - вспоминал букинист Ф.Г. Шилов (1879-1962). - Помимо собрания по эротике, в котором были книги XVIII столетия с гравюрами и такие книги, как “Маркиз де Сад”, “Жизнь 12 цесарей и императриц”, “Заветные сказки”, у него была интересная коллекция цветных литографий 40-х годов, очень много французских акварелей, а также акварелей Зичи, Богданова и других. Между прочим, у него была коллекция акварелей Зичи, изобразившего русских царей и великих князей в непристойных позах. Когда во время освящения церкви убили петербургского градоначальника фон дер Лауница, Синягин так перепугался, что все сомнительные вещи уничтожил, в том числе и акварели Зичи».

За короткий срок Синягину удалось сконцентрировать коллекцию материалов по истории александровской эпохи (особый интерес представлял раздел, посвященный войне 1812 г.) и уникальное по своей полноте собрание видов Петербурга (так называемой архитектурной графики). В 1910 г. он издал первый выпуск «Материалов к истории императора Александра I и его эпохи, собранные Н. К. Синягиным» (описано 1033 портрета). Им составлены два выпуска «Материалов для библиографии русских иллюстрированных изданий» (1909-1910). Кроме этого, Синягин собирал всех классиков в первых изданиях, иллюстрированные издания, народные сказки и песни. Библиотека насчитывала 20 000 томов на русском и иностранных языках.

В 1903 г., когда появилась первая отечественная юридически оформленная библиофильская организация - Кружок любителей русских изящных изданий, ее казначеем был выбран Н.К. Синягин.

К концу жизни Синягин заболел прогрессивным параличом, болезнь осложнилась, он был помещен в больницу для душевнобольных, где и умер. Наследником библиотеки стал его брат, который продал все собрание П.В. Губару (1885-1976) всего за 250 тысяч рублей. От Губара фрагменты коллекции попали в Центральный комитет государственных библиотек, Вашингтонскую библиотеку Конгресса США. Немало книг было продано через открытый П.В. Губаром магазин «Антиквариат». Себе он оставил первые издания А.С. Пушкина, коллекцию альманахов, иллюстрированные издания, увражи с видами Петербурга, подбор книг по истории Петербурга и др.

Во второй половине 1920-х гг. Ф.Г. Шилов, который стал после Губара владельцем магазина, выпустил несколько каталогов, и среди них: №3 «Последние приобретения. Книги русские и иностранные. Из библиотек Н.К. Синягина, П.В. Губара и др.» (Л., 1928); №4 «Книги русские и иностранные. Из библиотек Н.К. Синягина, П.В. Губара и др.» (Л., 1929). Через почти 50 лет коллекция Павла Викентьевича Губара поступила в дар Государственному музею А.С. Пушкина в Москве.

Книги из библиотеки Н.К. Синягина отмечены декоративным цветным экслибрисом, созданным около 1900 г. (края знака, как на марках, зубчатые). По описанию историка библиофильства, литературоведа О.Г. Ласунского, «книжный знак знаменитого библиофила предреволюционной поры Николая Козьмича Синягина... отпечатанный в две краски... представляет собою вычурную композицию из листиков и цветочков совершенно ненатурального вида. Больше напоминает декоративную почтовую марку, нежели экслибрис».

На внутренней стороне обложки - марка букиниста В. Клочкова.


Лермонтов, Михаил Юрьевич (1814-1841)

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. М.Ю. Лермонтова (1837). С12 рис г. Шарлеманя и с новым портретом Лермонтова, гравированным в Лейпциге. СПб.: Изд-е книгопродавца А.И. Глазунова, 1865.40 с, ил., 1 л. фронт, (портр.). 30,6x21,6 см. Владельческий переплет конца XIX в.

Предыдущая статья Горе от ума (1839,1863)
Следующая статья Сказания князя Курбского (1868)
Печать
155 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top