Search
22 сентября 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Подлинное и обстоятельное описание Ледяного Дома (1741 год)

Подлинное и обстоятельное описание Ледяного Дома (1741 год)

Георг Вольфганг Крафт

 Ледяной дом, построенный в самом центре Петер­бурга, на берегу Невы, в лютую зиму 1740 года, можно назвать одной из самых необычных, грандиозных и в то же время бесчеловечных забав XVIII столетия, славившегося как пыш­ностью своих замыслов, так и жестокостью их исполнения.

Ледяное чудо, поразившее воображение совре­менников, возвели для увеселения императ­рицы Анны Иоанновны. Племянница Петра Великого, дочь его старшего сводного брата, она рано была выдана замуж за Курляндского герцога, скоро овдовела и большую часть жизни провела в провинциальной Миттаве, сохраняя для России обладавшую двумя мор­скими портами Курляндию (ныне это незна­чительная часть Литвы) в качестве потен­циально полезного вассального государства. Призванная на престол после скоропостиж­ной кончины юного Петра II, она сумела взять в руки всю полноту самодержавной власти, в чём её пытался ограничить Верховный тай­ный совет, но сделала это лишь для того, чтобы передать управление империей своему фаво­риту - Э. И. Бирону. Больше всего эта истоско­вавшаяся на задворках Европы русская царевна и курляндская герцогиня любила развлече­ния - балы, праздники, маскарады.

Среди множества шутов, живших при её дворе, особой привязанностью Анны Иоанновны пользовались калмычка Авдотья Ива­новна Буженинова, прозванная так в честь любимого кушанья императрицы, и пятиде­сятилетний князь Михаил Алексеевич Голи­цын. Носитель одной из самых громких в Рос­сии фамилий попал в шуты, будучи наказан­ным за тайное венчание с католичкой. Теперь он подавал своей августейшей хозяйке квас и звался Квасник. По злой фантазии кого-то из придворных Авдотья Буженинова и Голицын-Квасник стали подневольными героями ско­морошьей свадьбы, придуманной для подня­тия настроения императрицы, впавшей в уны­ние после военных неудач в Польше и Крыму. Очень кстати пришлись небывалые морозы, в ноябре 1739 года сковавшие Европу от Лон­дона до Москвы и продержавшиеся всю зиму. Камергер А. Д. Татищев предложил воспользо­ваться холодами, чтобы между Зимним двор­цом и Адмиралтейством возвести ледяной дом, в котором «молодые» могли бы провести пер­вую брачную ночь.

Работа закипела. Строительный материал брали тут же: огромные плиты выпиливали одноручными пилами из замёрзшей невской воды. Готовые блоки поднимали на набереж­ную, громоздили один на другой и обливали. Затем к работе приступали «ледотёсы». Можно лишь гадать, сколько рук и ног отморозили мастеровые на этой «ледяной стройке века». Однако меньше чем через месяц ледяной дво­рец был полностью отстроен.

Сам праздник также удался на славу. Свадеб­ную церемонию открывали инородцы, выпи­санные специально для этих шутовских тор­жеств. Свидетель необычного бракосочетания вспоминал: «Собраны были всего государства разночинцы и разноязычники самого под­лого народа, то есть Вотяки, Мордва, Чере­мисы, Татары, Калмыки, Самоеды и их жёны, и прочие народы с Украины, и иные, следую­щие стопам Бахусовым и Венериным в подоб­ном тому убранстве, с криком для увеселения свадьбы». В этой, по словам С. М. Соловьёва, «живой этнографической выставке» участво­вали 150 пар, причём украинцы ехали на волах, якуты - на собаках, финны - на пони, татары - на свиньях, калмыки - на верблю­дах. «Жених» и «невеста» восседали в железной клетке, взгромождённой на спину дрессиро­ванного слона. Для многочисленных гостей дали обильный обед, во время которого при­дворный пиит В. К. Тредьяковский прочёл стихи «собственной работы»:

«Здравствуйте женившись, дурак и дура,
Ещё жопа та и фигура!
Теперь-то прямое время вам повеселитца,
Теперь-то всячески поезжаны должно
                                     беситца».

Затем «молодожёнов» отвезли в ледяной дворец и заперли в ледяных покоях, выста­вив вокруг стражу. Утром караульный офицер, отперев ледяную дверь, нашёл обмороженных шута и шутиху едва живыми.

Сохранилось немало рассказов об этой вели­колепной варварской забаве. Восхищённые современники взахлёб описывали экзотиче­ские наряды несчастных туземцев, ледяные пушки, стрелявшие ледяными ядрами, политые нефтью ледяные дрова, горевшие ярким огнём в ледяном камине, ледяного слона, в котором был спрятан трубач, так что ледяное животное не только извергало потоки горящей нефти, но при этом ещё и трубило. Однако наибольший восторг обитателей Санкт-Петербурга всех сословий вызвал сам ледяной дом. Чувство это было столь единодушным, что Академия наук поручило академику физики Крафту составить описание ледяного строения.

Уроженец вюртембергского городка Дюттлингена, выпускник Тюбингенского универ­ситета, Крафт прибыл в Россию в 1725 году, некоторое время вёл протоколы академиче­ских конференций, а затем возглавил кафедру физики, сменив на этом месте знаменитого Эйлера. В его обязанности, в частности, входили метеорологические наблюде­ния, однако суеверная Анна Иоанновна нередко требовала подготовить не только метеорологические, но и астрологичес­кие прогнозы. А так как некоторые пред­сказания Крафта иногда сбывались, импе­ратрица испытывала к учёному мужу благосклонность, распространявшуюся на всю Академию в целом.

Крафт подошёл к поручению Акаде­мии с немецкой скрупулёзностью. Он не только обмерил все доступные ему детали ледяного дворца, но и приказал их зарисовать. В итоге получился детально проработанный чертёж, какого не удо­стаивались и многие вполне заслужен­ные архитектурные памятники. Своему труду Крафт предпослал вполне научное обоснование: «Художество употребляет к произведению таких вещей, которые человеческому роду только отчасти пользу, а отчасти увеселение приносить могут, многие различные материи. Лёд между такими материями, над которыми бы искусство свою силу и действо пока­зать могло, по сие время почти никогда или весьма редко счислялся. Но здесь в Санкт-Петербурге мы видели из чистого льду построенный дом, который по правилам новей­шей архитектуры расположен и для нарядного своего вида и редкости достоин был, чтоб, по крайней мере, так же долго стоять, как наши обыкновенные дома».

Только благодаря педантизму Крафта нам известны размеры этого строения: 17 м длины, 5,5 м ширины и 6,5 м высоты. Только его стараниями мы знаем, как выглядело вну­треннее убранство ледяного дворца: «Теперь посмотрим, каким образом убраны были покои. В одном из них на одной половине стоял уборный стол, на котором находилось зеркало, несколько шандалов со свечами, которые по ночам, будучи нефтью намазаны, горели, карманные часы и всякая посуда, а на стене висело зеркало. На другой половине видна была преизрядная кровать с завесом, постелью, подушками и одеялом, двое туфли, два колпака, табурет и резной работы комель.

В другом покое, по левую руку, стоял стол, а на нём лежали столовые часы, в которых находя­щиеся колёса сквозь светлый лёд видны были. Сверх сего, на столе в разных местах лежали для играния примороженные карты. Подле стола по обеим сторонам стояли резной работы два долгие стула, а в углах две статуи. По правую руку стоял резной угольный поста­вец с разными небольшими фигурами, а вну­три оного стояла точёная посуда, стаканы, рюмки и блюда с кушаньями. Все оные вещи изо льду сделаны и приличными натураль­ными красками выкрашены были».

Описание ледяной диковинки готовили одновременно на русском, немецком и фран­цузском языках. Тридцать страниц текста сопровождали четыре листа с гравирован­ными изображениями наиболее интересных деталей самого недолговечного из архитектур­ных шедевров XVIII века. Однако как ни торо­пились издатели с выходом книги, а бурные политические события внесли коррективы в их планы. 17 октября 1740 года скончалась импера­трица Анна Иоанновна. Согласно её воле, гла­вой империи был объявлен правнук Петра I -трёхмесячный Иоанн Антонович. Двадцать дней регентом при нём оставался Бирон, затем ненавистного «курляндского выскочку» сме­стили и объявили правительницей мать вен­ценосного младенца - Анну Леопольдовну, а 25 ноября 1741 года гвардия возвела на рос­сийский престол дочь Великого Петра - Ели­завету. Поэтому из только что напечатанного труда Крафта срочно стали изымать страницы с упоминанием имён недавних российских самодержцев, чтобы заменить их другими -более актуальными. Вот почему книга, пове­ствующая о непрочности даже самых совер­шенных построек изо льда, оказалась свиде­тельством призрачности власти даже в таких империях, как Российская.

А в истории литературы растаявший в марте 1741 года ледяной дом остался не только курьёз­ным стихотворением В. К. Тредьяковского, но и посвящённым ему романом И. И. Лажечни­кова, который Пушкин относил к самым заме­чательным творениям русской прозы.


Крафт Георг Вольфганг (Krafft Georg Wolfgang; 1701-1754)

Подлинное и обстоятельное описание построенного в Санктпетербурге в генваре месяце 1740 года Ледяного Дома и всех находившихся в нём домовых вещей и уборов с приложенными при том гридорованными фигурами, также и некоторыми примечаниями о бывшей в 1740 году во всей Эвропе жестокой стуже сочинённое для охотников до натуральной науки чрез Георга Волфганга Крафта Санктпетербургския Императорския Академии Наук члена и Физики Профессора. [Санкт-Петербург]: Напечатано при Императорской Академии Наук, 1741. [2], 36 c. Приплёт: То же на немецком языке. 30 с. Приплёт: То же на французском языке. 32 с. 4 л. иллюстраций - резцовых гравюр. Издательский конволют в одном цельнокожаном переплёте конца XVIII века. На корешке золототиснёный орнамент. В верхней части корешка ярлык красной кожи с золототиснёным заглавием. Форзацы бумаги «павлиний хвост». 25х18,5 см. В начале русской версии издания - эпиграмма профессора кафедры древностей Императорской Академии наук Христиана Крузиуса (1715-1775), встречающаяся не во всех экземплярах. Описываемый экземпляр относится к той части тиража, в которой с.11-12 русской версии с упоминанием младенца Иоанна VI Антоновича, находившегося в момент появления книги на престоле, после воцарения Елизаветы Петровны изымалась и заменялась на другую, специально допечатанную. Допечатанные страницы выделяются в блоке цветом и отличными от прочих водяными знаками. Книга редка сама по себе, а данный экземпляр по комплектности и сохранности может быть отнесён к уникумам.

То же. В бумажной обложке конца XIX века. Необрезанный экземпляр. 29х23 см. С. 11-12 с упоминанием Иоанна Антоновича вырвана «с мясом».

Предыдущая статья Разговоры о множестве миров (1740 год)
Следующая статья Описание в начале 1744 года явившейся кометы (1744 год)
Печать
573 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top