Search
16 сентября 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Подробный словарь русских гравированных портретов (1886-1889 годы)

Подробный словарь русских гравированных портретов (1886-1889 годы)

Дмитрий Ровинский

Среди трудов Д.А. Ровинского современники, помимо «Русских народных картинок», особо выделяли «Подробный словарь русских гравированных портретов». Выразительное описание этого сразу же по выходе ставшего классическим исследования оставил известный юрист, литератор и мемуарист, сослуживец и ученик Ровинского -А.Ф. Кони: «"Словарь" состоит из четырёх томов in quarto и представляет собою драгоценный памятник для ознакомления с искусством гравирования вообще и в России в особенности, давая описание портретов 2000 лиц, в каком-либо   отношении привлекших к сеое внимание современников и потомства и закреплённых гравировальным резцом. Эти описания, составляя отчёт о каждом портрете с массою точных и мельчайших технических подробностей, потребовали ввиду 10 000 снимков, упоминаемых в книге, поразительного по своей настойчивости и усидчивости труда. Но не для одних любителей гравюр или учёных-исследователей истории дают эти четыре тома богатейший материал... На 3086 столбцах этой книги рядом с разнообразными, всегда вполне отчётливыми, а иногда и прямо прекрасными фототипиями идут биографические заметки, рассказы и указания современников. В них содержится в высшей степени интересный бытовой и исторический материал, рисующий и освещающий со многих сторон русскую жизнь и её судьбы. Пестро собрание людей, изображения которых приютились на страницах "Словаря" Ровинский терпеть не мог официальных классификаций. Его интересовал прежде всего человек. Поэтому, как он сам говорит, ему было всё равно: «Гений ты или замечательный шут, великан или карлик, разбойник, учёный, самодур-самоучка, - сделал ты что замечательное в жизни или просто промытарит её, - но есть с тебя гравированный портрет, ну и ступай в словарь, и ложись там под свою букву». И лежат под этими буквами, как на обширном кладбище, самые разнообразные люди, а вместе с ними перед глазами читателя лежит и прошлая русская жизнь. Заметки Ровинского не имеют претензии на полноту или на определённую систему, -это, по большей части, краткие, живые характеристики, блещущие умом, вооружённым громадной начитанностью и знанием».

Портреты расположены «не взирая на лица» в алфавитном порядке. Императоры и самозванцы, сановнпки и авантюристы, военные, священнослужители, дипломаты, артисты, учёные, литераторы, купцы, путешественники - люди разного происхождения и различных эпох соседствуют на страницах «Словаря». Многократно увеличило научную ценность издания то, что, не ограничиваясь известными или характерными изображениями, Ровинский стремился дать материал «на полноту». Например, помимо портретов А.В. Суворова, Дмитрий Александрович включил в «Словарь» всю доступную ему гравированную «суворовиану»: исторические сюжетные картинки и карикатуры на великого полководца - всего 207 изображений.

«Словарь» снабжён подробным справочным аппаратом, а также статьями, в которых даётся очерк истории гравюры, сообщаются ценнейшие сведения о различных способах гравирования на меди, о видах печати и пр.

Труд Д.А. Ровинского - не только первое систематизированное описание русского гравированного портрета, но и первое масштабное исследование русской гравюры вообще. В одном из некрологов Ровинскому «Словарь» был назван «настольною книгою» каждого образованного русского человека. В  1911 году искусствовед Владимир Яковлевич Адарюков (18бЗ—1932), продолжая дело Ровинского, издал «Добавления и исправления к "Подробному словарю русских гравированных портретов"».

«Словарь» всегда ценился коллекционерами не только как прекрасное произведение полиграфического искусства, но и как справочник для каждодневной работы. Вот почему комплекты «Словаря» в хорошей сохранности встречаются крайне редко.

Экземпляр, представленный в Хронике, находится в идеальной сохранности. Как свидетельствуют экслибрисы и владельческие печати, в разное время он принадлежал члену Московского библиографического общества графу Михаилу Павловичу Келлеру и известному библиофилу, суконному с Фабриканту, основателю и председателю Московского библиографического кружка Николаю Ивановичу Носову (1847-1898). Увлечение книгами заставило Носова бросить фабричное дело. Обладая крупным состоянием, он скупал целые библиотеки, в том числе прекрасное собрание знаменитого библиографа Геннади. В 1895 году библиотека Носова, размещавшаяся на даче в Люберцах, сгорела. Книги этой коллекции попадаются нечасто и всегда вызывают интерес знатоков.


Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895)
Подробный словарь русских гравированных портретов. Составил Д.А. Ровинский. Издание с 700 фототипными портретами. [В 4-х томах.] Санкт-Петербург, типография Императорской Академии наук, 1886-1889. Т. 1: А—Д. 1886. XVI с, 736 столбцов с вклеенными портретами. Т. 2: Е-0.1887. Столбцы 737-1419 с вклеенными портретами. Т. 3. П-0.1888. [2] с, столбцы 1421-2208 с вклеенными портретами. Т. 4. Приложения. 1889. 4 с, 878 столбцов с вклеенными портретами, [2] с. В четырёх полукожаных переплётах в стиле АА Шнеля с золототиснёными орнаментами и заглавиями на корешках. Форзацы вощёной разноцветной «мраморной» бумаги «павлиний глаз». Обложки сохранены в переплётах. 28,7x20,4 см. На первых форзацах наклеен гербовой экслибрис: «Bibliotheque du comte Keller». На титулах владельческие печати: «Библиотека Н.И. Носова». Граф Михаил Павлович Келлер (1883-?) - известный библиофил, член Московского библиографического общества. «Граф М.П. Келлер владел библиотекой русских и иностранных книг. Переплёты для него изготовлялись у лучших мастеров Парижа. После революции библиотека распылилась по всей стране» (Глезер Л.А. Записки букиниста. Москва, 1989). Экслибрис М.П. Келлера гравировал академик Михаил Викторович Рундальцев (1871-?).

Предыдущая статья История Екатерины Второй (1885 год)
Следующая статья Забытое прошлое окрестностей Петербурга (1889 год)
Печать
641 Оценить статью:
1.0

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top