Search
17 октября 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Про это (1923 год)

Про это (1923 год)

Владимир Маяковский

В этой теме,
     и личной
           и мелкой,
перепетой не раз
   и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять...

Поэма Владимира Маяковского «Про это» посвящена Лиле Юрьевне Брик (1891-1978). Поэт познакомился с ней в июле 1915 года. Много лет спустя в своей автобиографии он напишет: «Радостнейшая дата. Знакомлюсь с О.М. и Л.Ю. Брик».

В наиболее достоверном и документированном жизнеописании Л.Ю. Брик, составленном В.В. Катаняном, говорится: «В 1915 году брак Лили и Осипа Максимовича существовал лишь формально, но они сохраняли дружеские отношения, жили одними интересами и в одной квартире. Маяковский влюбился в Лилю сразу и навсегда, с первого взгляда. Лиля Юрьевна писала: "Это было нападение, Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты - буквально. Любовь его была безмерна". В первый же вечер, прочитав ей "Облако в штанах", Маяковский попросил разрешения посвятить ей поэму и с того дня посвящал ей каждую строчку. Только в 1918 году, проверив своё чувство к поэту, Лиля могла с уверенностью сказать Брику о своей любви к Маяковскому. Они все трое решили никогда не расставаться и прожили всю жизнь большими друзьями, тесно связанными общими интересами, вкусами, делами, бытом наконец».

В 1922 году в отношениях Маяковского и Лили Брик наступил кризис. Лиля Юрьевна настояла на том, чтобы в течение двух месяцев они не виделись. 6 февраля 1923 года она написала в Париж своей сестре: «Мне в такой степени опостылели Володины халтура, карты и пр., пр., что я попросила его два месяца не бывать у нас и обдумать, как он дошёл до жизни такой. Если он увидит, что овчинка стоит выделки, то через два месяца я опять приму его. Прошло уже два месяца: он днём и ночью ходит под моими окнами, нигде не бывает и написал лирическую поэму в 1300 строк!»

Так возникла поэма «Про это». В 1930 году, после смерти Маяковского, в его бумагах обнаружили письмо-дневник, обращённое к Лиле Брик. Г.Д. Катанян, разбиравшая и перепечатывавшая архив поэта, рассказала об этом документе в своих воспоминаниях: «Он вёл его, работая над «Про это», день за днём описывая свои мысли и чувства; это очень интимно, адресовано только Лиле, и она его никому не показывала. Письмо-дневник написано на той же сероватой, большого формата бумаге, на которой написана и вся поэма. Оно писалось каждый день, пока он работал. Письмо-дневник является необычайной силы человеческим документом, отражающим тяжёлое душевное состояние поэта во время этой работы. Некоторые страницы закапаны слезами. Другие страницы написаны тем же сумасшедшим почерком, каким написана и предсмертная записка. У меня было впечатление, что он несколько раз был близок тогда к самоубийству».

Сам Маяковский говорил о поэме: «Это для меня, пожалуй, и для всех других вещь наибольшей и наилучшей обработки». В 1923 году «Про это» была отпечатана тиражом 3000 экземпляров. Оформил книгу Александр Михайлович Родченко I (1891-1956).

Маяковский и Родченко познакомились в 1920 году на проводившейся в Москве XIX Государственной выставке, где художник выставлял 57 своих работ. Пришедший на вернисаж Маяковский подошёл к Родченко, представился сам и представил ему Лилю Брик. С той поры они стали друзьями. Родчен-ко присутствовал при первом публичном чтении «Про это» на квартире у Бриков. Александр Михайлович вспоминал, что Маяковский читал с невероятным подъёмом. Уже тогда им было высказано пожелание, чтобы иллюстрировал поэму именно Родченко.

Художник подготовил для книги 12 фотомонтажей: обложку и 11 листовых иллюстраций, однако в печать пошли только 8 из них. В 1923 году сам Родченко ещё не занимался фотографией и потому использовал в коллажах уже готовый печатный материал - вырезки из газет и журналов, а также серию портретов Маяковского и Лили Брик, специально выполненную фотохудожником Абрамом Штеренбер-гом. «Про это» стала первой книгой, проиллюстрированной фотомонтажами, именно с неё открывается новая эра в книжном оформительском искусстве.

Издание поэмы 1923 года состоит из трёх сшитых тетрадей, между четвёрками страниц которых за один край вклеены иллюстрации. При том, что тираж довольно-таки велик, низкое качество плотной обложечной бумаги сделало экземпляры в хорошей сохранности практически ненаходимыми. Но даже рассыпающаяся обложка не умалит радости истинного знатока от встречи с книгой, считающейся одной из визитных карточек русского авангарда.

Экземпляр, представляемый Хроникой, имеет издательскую обложку без утрат, а общее его состояние может быть охарактеризовано как превосходное.


Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930).  

Про это. Поэма. Фотомонтаж обложки и иллюстраций конструктивиста Родченко. Фотографии Вассермана, Капустянского и Штеренберга. Москва, Петроград, Государственное издательство, 1923. 43 с., 8 л. иллюстраций - фотомонтажей А.М. Родченко. 23,15х15,9 см. Тираж 3000 экземпляров. В издательской иллюстрированной печатной обложке.

Предыдущая статья Пиковая дама (1923 год)
Следующая статья Промышленная Россия (1923 год)
Печать
642 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top