Search
2 марта 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Рассказы Жака Турнеброша (1909 год)

Рассказы Жака Турнеброша (1909 год)

Анатоль Франс

Над «Рассказами Жака Турнеброша», девятью новеллами, действие которых происходит в средневековой Франции, Анатоль Франс работал в 1890 - 1900-х годах. Все они были опубликованы в периодической печати, а в 1908 году вышли в парижском издательстве Кальман-Леви отдельным сборником. В Хронике представлено второе издание цикла, появившееся годом позже, - на редкость изысканно оформленная книга, с яркими цветными литографиями работы Леона Лебега, стилизовавшего иллюстрации под изящные миниатюры, украшавшие манускрипты эпохи расцвета Средневековья. Издание задумывалось как библиофильское: 100 экземпляров из тиража печатались на веленевой бумаге, 60 - на китайской, 1 - на японской. 

Описываемый экземпляр на веленевой бумаге - в идеальной сохранности, однако уникальным его делает другое: на верхней и нижней крышках переплёта помещены выполненные акварелью портреты императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, а на форзацах разместились акварельные же изображения наследника-цесаревича Алексея Николаевича и великих княжон - Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. На внутренней стороне верхней крышки - владельческая наклейка: «М. Кавос. С. Зарудный». На первом листе - надпись карандашом: «Для сведения потомства: книга эта мною переплетена в 1916-1917 году в переплётной мастерской В.Ю. Крюгера (Стремянная ул., д. № 19, в С. Петербурге, потом Ленинграде) мастером Александром 1 еоргиевичем Новиковым». Внизу приписка чернилами: «Andre Froloff. 1940. De la bibliotheque de mon grand-onkle S.M. Saroudni» <Андрей Фролов. 1940. Из библиотеки моего двоюродного деда СМ. Зарудного>.

Эти владельческие знаки на книге вводят нас в родственный круг А.Н. Бенуа: Михаил Альбертович Кавос - дядя художника, Сергей Митрофанович
Зарудный - его двоюродный брат.
М.А. Кавос служил в петербургской земской управе, занимая там невидное и малодоходное место, но гордился своей работой: он выбрал именно общественную карьеру осознанно, по убеждению, так как государственная служба противоречила его либеральным взглядам. «Надо отметить ту странность, - писал в своих воспоминаниях А.Н. Бенуа, - что этот наиболее культурный член нашей семьи никакими художествами не занимался. Зато несомненно, что я ему обязан многим, особенно тем, что в раннем возрасте встретил в близком родственном общении человека, который с абсолютным пиететом относился к искусству и обладал способностью разобраться в нём». Михаил Альбертович умер летом 1897 года в Петербурге.
СМ. Зарудный приходился М.А. Кавосу племянником, сыном его сестры, скончавшейся в 1865 году при родах. Младенца взяла к себе в дом бабушка, Ксения Ивановна. Михаил Альбертович, живший холостяком, принимал активное участие в воспитании мальчика, а когда тот вырос, между ними установились прочные дружеские отношения, чем и можно объяснить наличие на книге общего владельческого ярлыка. СМ. Зарудный получил юридическое образование. (По словам Бенуа, он «постепенно превратился из крошки-сироты в правоведа, а из правоведа в господина прокурора».) С детства вхожий в артистическую среду, он стал театралом и способствовал организации гастролей Московского Художественного театра в Петербурге. Это неожиданно помогло после октября 1917 года, когда его, в ту пору первоприсутствующего уголовного кассационного департамента Сената (кстати, одним из его предшественников был знаменитый коллекционер Д.А. Ровинский), бросили в тюрьму, по малодостоверной легенде - в одну камеру с великим князем Николаем Михайловичем. Тогда из заключения его вызволил, поручившись перед большевиками, К.С. Станиславский. Долгое время Сергей Митрофанович бедствовал. В одной из ранних редакций очерка М. Горького «В.И. Ленин» говорится о генерале, торговавшем туалетной бумагой, лишь бы не сотрудничать с большевиками. Это - о Зарудном. Наконец друзья устроили его на работу в Эрмитаж, сотрудником которого он оставался до самой смерти.

Сергей Митрофанович умер в августе 1940 года. У него не было семьи, и принадлежавшее ему имущество перешло к родственникам, семье Фроловых (Владимир Александрович Фролов, возглавлявший мозаичную мастерскую при Академии художеств, был женат на дочери Леонтия Николаевича Бенуа). Вероятно, именно тогда, при передаче наследства, Андреем Владимировичем Фроловым и была сделана приписка к владельческой карандашной помете.
Кем, когда и почему на переплёте и форзацах сборника французских новелл были выполнены портреты членов российской императорской семьи, мы, вероятно, теперь уже не узнаем. Очевидно лишь одно: и история, и оформление этой книги необычны, а сама она - из разряда уникальных.


Франс Анатоль (France Anatole; настоящее имя Анатоль Франсуа Тибо; 1844-1924)
Les Contes de Jacques Tournebroche. Illustrations de Leon Lebegue. Paris, Calmann-Levy, editeurs, 1909. <Рассказы Жака Турнеброша. Иллюстрации Леона Лебега. Париж, издатели Кальман-Леви.> [4], 184 с. с иллюстрациями - цветными литографиями. На французском языке. В полукожаном переплёте 10-х годов XX века. На форзацах и крышках переплёта семь акварельных портретов членов семьи императора Николая II. На переднем форзаце ярлык: «М.Кавос. С. Зарудный». На авантитуле владельческие надписи С. М. Зарудного и А.В. Фролова. Золотая головка. Крышки и форзацы - одинаковой бумаги. Обложки сохранены. 20,2x14,1 см.

Предыдущая статья Русский Царь с Царицею на поклонении Московским Святыням (1909 год)
Следующая статья Вечерний альбом (1910 год). Проза (1953 год)
Печать
864 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top