Search
11 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Руслан и Людмила (1820 и 1922 годы)

Руслан и Людмила (1820 и 1922 годы)

Александр Пушкин

«Руслан и Людмила» в издании Н.И. Греча — первая, а потому особо ценимая библиофилами книга А.С. Пушкина. Она появилась в продаже в лавках Санкт-Петербурга летом 1820 года. «Цена ей на белой бумаге в цветной обёртке 10 рублей», - сообщал журнал «Сын Отечества».

Поэма имела оглушительный успех. Охотно читавший отрывки из неё друзьям и знакомым, Пушкин стал знаменитостью ещё задолго до выхода книги. Уже тогда В.А. Жуковский подарил ему свой портрет с хорошо известной надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Разгоревшаяся вокруг поэмы ожесточённая полемика ещё больше способствовала славе молодого стихотворца.

Высланный из Петербурга на юг в начале мая 1820 года, Пушкин участия в подготовке своего сочинения к изданию не принимал. Этим занимались Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, С А Соболевский и младший брат поэта Лев Сергеевич. Известно, что оставленная на их попечение черновая рукопись была в кратчайшие сроки переписана, после чего беловой вариант незамедлительно отослали в Цензурный комитет. Уже на следующий день оттуда пришло разрешение на публикацию. Эта немыслимая по тем временам быстрота, а также сохранившаяся расписка отца Пушкина, Сергея Львовича, в получении от Жуковского «тысячи рублей за издаваемую поэму «Руслан и Людмила» для пересылки сыну», позволили предположить, что и быстрое прохождение через цензуру, и щедрый аванс (вдвое превысивший гонорар, с большим опозданием полученный Пушкиным от Н.И. Гнедича) - не что иное, как знаки «августейшего внимания» Александра I, наказавшего фрондёрствовавшего юношу удалением из столицы, но при этом оценившего его поэтическое дарование. По словам одного из мемуаристов, беседуя со своим братом великим князем Николаем Павловичем о «Руслане и Людмиле», император отозвался о Пушкине как о «повесе с большим талантом».

Только в марте 1821 года автор смог увидеть труды своих издателей и редакторов. И шрифт, и виньетка, и переплёт понравились Пушкину. Фронтиспис украшала картинка с изображением сцен поэмы, придуманная президентом Академии художеств А.Н. Олениным и гравированная художниками И.А. и М.А. Ивановыми. Первая иллюстрация к произведениям Пушкина, гравюрка эта к выходу тиража опоздала, а потому раздавалась купившим книгу «безденежно».

В 1918 году офорты к «Руслану и Людмиле» исполнил замечательный русский художник Василий Николаевич Масютин (1884-1955). Сын генерала и дочери настоятеля рижского кафедрального собора, Масютин учился в Киевском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище в Санкт-Петербурге. В 1907 году он вышел в запас и решил посвятить себя живописи. Поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в марте 1914 года окончил его со званием классного художника.

С началом Первой мировой войны Масютин был мобилизован и два года провёл на фронте. После Февральской революции какое-то время участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины, а в 1918 году стал профессором Государственных свободных художественных мастерских. В конце 1920 года родившийся в Риге Масютин принял латвийское гражданство и покинул Советскую Россию. Вскоре он переехал в Германию - тогдашнюю «Мекку российского книгоиздательства».

В свой ранний берлинский период художник в основном иллюстрировал немецкие издания русских классиков-А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, АА. Блока. Заметное место среди них занимает пушкинский цикл, включающий одиннадцать произведений, средм которых - «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», «Борис Годунов».

Иллюстрации к «Руслану и Людмиле», впервые экспонировавшиеся на одной из московских выставок, вошли в немецкое издание поэмы, вышедшее в Мюнхене в 1922 году тиражом 100 нумерованных экземпляров. Декоративность листов, их своеобразная раскраска, влияние лубочной и иконописной традиций — вот рефрен первых откликов критики на появление книги. Использовав работы, создававшиеся ещё до эмиграции, художник сумел добиться в оформлении «Руслана и Людмилы» той «русскости», которая соответствовала представлениям зарубежной публики о России, русской истории и русском искусстве.


Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Руслан и Людмила. Поэма в шести песнях. Соч. А. Пушкина. Санкт-Петербург, в типографии Н. Греча, 1820.142 с, 1 л. фронтиспис -гравюра М. Иванова по рисунку И. Иванова; монограмма «А.О.» (А.Н. Оленина). В полукожаном переплёте 40-х годов XIX века. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. 21,9x19,9 см.
Puschkin A.S. Ruslan und Ludmilla. Ein phantastiches marchen. Munchen, Orchis-verlag, [1922]. < Руслан и Людмила. Фантастическая сказка.> 67 с, 9 л. иллюстраций - крашенных акварелью офортов. На немецком языке. Иллюстрации В. Масютина. В издательском переплёте работы К. Бока (К. Воск). Офорты красил акварелью Р. Мюллер (R. Muller). 33,3x24,8 см. Тираж 100 нумерованных экземпляров. Экземпляр № VIII. Под номером экземпляра роспись В. Масютина латиницей.

Предыдущая статья Начертание статистики Российского государства (1818-1819 годы)
Следующая статья Деяния российских полководцев и генералов (1822 год)
Печать
1333 Оценить статью:
3.0

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top