Search
8 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Русская Эротика (1921 год)

Русская Эротика (1921 год)

Борис Григорьев

Борис Дмитриевич Григорьев - блестящий русский художник, обладавший великолепной техникой и неповторимой особенностью рисунка. Его жизнь - это бесконечная «перемена мест», череда странствий и скитаний, до предела заполненных работой.

Детство и юность Бориса Григорьева прошли в Рыбинске, где его приёмный отец служил в местном отделении Волжско-Камского банка. Затем последовали переезд в Москву и учёба, сначала - в Практической академии коммерческих наук, потом - в Строгановском училище. В 1907 году Григорьев приехал в Петербург и поступил вольнослушателем в Академию художеств, которую не закончил, вовремя не представив, как того требовали правила, конкурсной картины на звание художника. Зато в Петербурге он сошёлся с артистической богемой, стал участвовать в выставках левого искусства, начал сотрудничать в «Сатириконе» и даже написал роман. В начале 1910-х годов Григорьев совершил поездки в Швецию, Норвегию и Австрию, стажировался и работал в Париже. Его парижские зарисовки, показанные осенью 1913 года на нескольких художественных выставках в Петербурге, имели шумный успех. Он был принят в круг «Мира искусства», а с 1917 года стал членом общества.

Художник универсального дарования, Григорьев мог одинаково виртуозно работать в разных техниках и разных жанрах: иллюстрировал издания по фольклору и классику, разрабатывал эскизы театральных декораций и оформлял интерьеры артистического кабаре «Привал комедиантов», писал портреты и натюрморты, декорировал здания Петрограда к 1-й годовщине революции.

Осенью 1919 года Григорьев с женой и пятилетним сыном на лодке нелегально переплыл Финский залив и после недолгого карантина уехал в Берлин. Началась жизнь в эмиграции.

Борис Григорьев оказался одним из наиболее востребованных художников русского зарубежья. Он много и плодотворно работал: его приглашали престижные журналы и издательства, он участвовал практически во всех крупных русских художественных выставках и регулярно устраивал собственные персональные выставки, преподавал в Париже, Сантьяго и Нью-Йорке.

Борис Григорьев умер на собственной вилле близ Ниццы. Ему было 52 года.

В Хронике представлена одна из самых известных графических сюит Бориса Григорьева -«Russiscne Erotik» («Русская Эротика»), изданная в 1921 году в Мюнхене тиражом 300 экземпляров. На двенадцати крупноформатных листах художник изобразил в самых неожиданных, но одинаково далёких от изящества позах женские фигуры, облачённые в купальники и нижнее бельё. Название серии только подчёркивает жёсткий и даже жестокий гротеск изображений, демонстрирующих фальшь «цивилизованной» морали, нелепость и уродливость узаконенных обществом норм женской моды.

Для хранения серии были изготовлены издательские картонажные папки с печатными ярлыками на верхних крышках, где указывались выходные данные и номер экземпляра. Описываемый экземпляр имеет № 61 и, как явствует из дарственной надписи Бориса Григорьева, принадлежал художнику и книгоиздателю Зиновию Исаевичу Гржебину (1877-1929). Выпускник Харьковского художественного училища, Гржебин учился живописи в Париже и Мюнхене, но настоящим его призванием стало книгоиздательство. В 1905-1906 годах он редактировал популярный сатирический журнал «Жупел», долгие годы являлся совладельцем издательства «Шиповник», сотрудничал в организованном М. Горьким издательстве «Парус», стоял у истоков знаменитой «Всемирной литературы», а в 1919 году организовал частное издательство, имевшее филиалы в Петербурге, Москве и Берлине. В 1920 году между Госиздатом и Гржебиным был подписан договор об издании в Берлине книг для Советской России. Три года спустя советское правительство запретило ввоз книг из-за границы и издательство Гржебина разорилось. Сам Зиновий Исаевич уехал во Францию. Он умер в Париже в 1929 году, но ещё долгое время многие русские художники и литераторы с благодарностью вспоминали его благородство, доброту и постоянную готовность прийти на помощь.

Комплекты «Русской Эротики» в хорошей сохранности сами по себе представляют исключительную редкость, так как после прихода нацистов к власти в Германии тираж был практически целиком уничтожен. О проникновении уцелевших экземпляров в СССР долгое время вообще не могло быть и речи. Появление в России полного комплекта серии в идеальной сохранности и с дарственной надписью Бориса Григорьева Зиновию Гржебину - явление, которое заслуживает того, чтобы быть отмеченным в истории российского собирательства


Григорьев Борис Дмитриевич (1886-1939)
Boris Grigoriew. Russische Erotik.
[Munchen, 1921.] <Русская Эротика. Мюнхен> 12 отдельных л. иллюстраций. В издательской картонажной папке фиолетового цвета с клапанами. 46x32 см. Тираж 300 нумерованных экземпляров. Экземпляр № 61. На верхней крышке папки дарственная надпись чернилами: «Милому другу З.И. Гржебину. Берлин, 10.XII.23 г. Борис Григорьев»».

Предыдущая статья Чаша жизни (1921 год)
Следующая статья Жар-птица (1921-1926 годы)
Печать
2249 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top