Search
7 марта 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Русские символисты (1910 год)

Русские символисты (1910 год)

Эллис

Поэт и критик Л.Л. Кобылинский вошёл в историю русской литературы под звучным псевдонимом Эллис. Страстный поклонник Бодлера, он стремился подражать своему кумиру -одному из идеологов европейского дендизма, но, как пишет современник, «при ничтожных заработках поддерживать внешность денди ему было трудно». Тем не менее, острый парадоксальный ум и экстравагантная внешность Эллиса надолго оставались в памяти людей, с которыми он общался. Его знакомый вспоминал: «Эллис незабываем и неповторим. Этот странный человек с остро-зелёными глазами, белым мраморным лицом, неестественно чёрной, как будто лакированной, бородкой, ярко-красными «вампирными» губами, превращавший ночь в день, день - в ночь, живший в комнате всегда тёмной, с опущенными шторами и свечами перед портретом Бодлера, а потом бюстом Данте, обладал темпераментом бешеного агитатора, создавал необычайные мифы, вымыслы, был творцом всяких пародий и изумительным мимом».

Выпускник юридического факультета Московского университета, один из основателей кружка «Аргонавты» и издательства «Мусагет», автор стихотворных и прозаических книг «Иммортрели» (1904), «Stigmata» (1911), «Арго» (1914) и др., Эллис стал теоретиком русского символизма, литературно-художественного направления, пришедшего в Россию в начале 80-х годов XIX века вместе с увлечением творчеством европейских символистов: Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др.

Книга Эллиса «Русские символисты», вышедшая в 1910 году в издательстве «Мусагет», по праву рассматривается как первая в России попытка вскрыть философские и эстетические корни европейского и русского символизма: «Сперва символизм, как новое и односторонне-эстетическое учение, сам приблизился к культуре, желая облачиться в старые доспехи, но все эти доспехи оказались старыми и дряблыми, и вот новое учение незаметно, шаг за шагом, стало перечеканивать все, решительно все культурные ценности; так невольно из жажды культуры символизм стал источником, эту жажду утоляющим. И тогда свершилось чудо: новое учение оказалось старым, исконным, но сохранило и всю свою трепетную, огненную юность; разрушая всё, оно созидало, отрицая - утверждало, богохульствуя, молилось и, сомневаясь во всех «ценностях культуры», само стало живым воплощением культуры». Однако символизм для Эллиса - это жизнетворчество, выходящее за пределы искусства, это «мессианизм, глагол о новом Боге, великая религия будущего».

Эту мысль он иллюстрирует на примере вождей русских символистов К. Бальмонта, В. Брюсова и А. Белого, которые, по его мнению, своим творчеством довели носителей идеи символизма до «ступени искания Единого Первосимвола: им открыт путь в Вечное, а следовательно, и в будущее!» Завершается книга страстным гимном во славу символизма: «Мы верим в великое, мировое будущее символизма! С самого начала всесторонне подойдя к символике искупления, символисты воочию узрели Верховный, венчающий систему, Символ. Этот Первосимвол, этот верховный Лик - лик Вечно-Женственный, Лик Мадонны! Ему служить рыцарственно, пред Ним преклоняться со смиренной строгостью, Ему молиться о своём искуплении - единственный абсолютный путь, который выведет современный дух из всех бездонных пропастей, избавит от всех ужасов современности, от пошлости и самоотрицания, двух самых страшных зол, и благословит наши искания, наши страдания и наши служения на тот подвиг, к которому смутно тянутся руки всех наших учителей и предшественников, перед которым молитвенно дрожали их сердца! Других путей нет!»

Пока что нет никаких признаков того, что в обозримом будущем это предсказание о всемирной победе символизма сбудется. Однако другой прогноз Эллиса, политический, осуществился на редкость точно, хотя сам он в этом случае, наверняка, предпочёл бы ошибиться. Однажды, споря с приятелем, меньшевиком Н.В. Валентиновым (Вольским), о вероятности победы социализма в России, Эллис сказал: «Возможность крушения капитализма я, разумеется, не отрицаю. Эта дрянь никакой нравственной санкции не имеет. Но следующий за этим строй нужно остерегаться называть социализмом. Пока другого названия не изобретено, нужно говорить: строй после капитализма. И только. Больше ничего, и этот неизвестный строй, конечно, не следует изображать розовыми красками. Крушение капитализма - крушение только прежних форм собственности, отнюдь не уничтожение Духа Зла, глубоко заложенного в человеческой природе, присущего всем социальным группам и классам. Строй после капитализма под воздействием этого Духа Зла может быть гнуснейшим, буро-жёлто-чёрным, отвратительным до последней степени, гораздо худшим, чем при капитализме. Если я вам его изображу, у вас кишки выпадут от страха. От того, что может произойти, только молитва спасёт». Валентинов, иронично улыбнувшись, сказал: «Молитесь, Эллис, и да поможет Вам в этом Бог». Эллис ответил: «Да, буду молиться».

В 1913 году Эллис уехал за границу и перешёл в католичество. В Россию он уже не вернулся.

 


Эллис (настоящие фамилия и имя Кобылинский Лев Львович; 1879-1947).

Русские символисты. Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый. Москва: Книгоиздательство «Мусагет», 1910. [2], 336, [2] с., 1 л. - реклама, 3 л. иллюстраций - автотипии работы О. Ренара. В современном полукожаном переплёте работы А.А. Рузайкина с сохранением издательской обложки. На корешке золототиснёные имя автора и заглавие. В нижней части корешка золототиснёные инициалы: «А. и С.В.» (А.А. и С.А. Венгеровы). Крышки оклеены «мраморной» бумагой. Тройной мраморированный обрез. 25,5х18,5 см. На титульном л. владельческая надпись синими чернилами: «Е. Кожевников». На с.1 штемпель фиолетовыми чернилами: «Витебское реальное училище. Библиотека». В тексте читательские пометы простым карандашом.

Предыдущая статья Когда начальство ушло... (1910 год)
Следующая статья Современный балет (1911 год)
Печать
1127 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top