Search
12 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Русский Царь с Царицею на поклонении Московским Святыням (1909 год)

Русский Царь с Царицею на поклонении Московским Святыням (1909 год)

Пышно, богато иллюстрированный альбом «Русский Царь с Царицею на поклонении» посвящен пребыванию императорской семьи в Москве во время Страстной недели и Пасхальных торжеств весной 1903 года. В предисловии к изданию говорится: «Поклонение Русских Царей Православным Святыням всегда служило примером благочестия всему народу. Народ любил молиться с Царём-батюшкой и с нетерпением ждал этого счастливого дня. Желание Государя Императора Николая Александровича прибыть в Москву на поклонение Святыням сбылось в 1903 году, в марте месяце». Далее следует подробное, содержащее множество красочных деталей описание московского паломничества Николая П. его жены и дочерей, составленное по отчётам центральных газет.

Царская семья пробыла в белокаменной около трёх недель - с конца марта по середину апреля. Помещённая в книге хроника «высочайшего путешествия» свидетельствует, что императорский поезд подошёл к платформе Николаевского вокзала 29 марта в 10 часов 50 минут. Под колокольный звон и крики народа кортеж направился в Кремль. «Трудно описать восторг, с которым население первопрестольной столицы встречало своего обожаемого монарха», - восхищался анонимный летописец. Возле Иверской часовни процессия остановилась, чтобы венценосные гости смогли приложиться к кресту и чудотворной иконе Иверской Богоматери.

Уже в первую ночь по прибытии Николай II и Александра Фёдоровна (великие княжны отдыхали после поездки) навестили резиденцию генерал-губернатора и там, в домовой церкви, присутствовали на всенощном бдении. На следующий день они, уже вместе с дочерьми, отстояли службу в кремлёвском Успенском соборе, а затем посетили святые места Кремля - Чудов монастырь, Алексеевскую церковь и Архангельский сооор.
Церковь Рождества Богородицы, что на Сенях, Воздвиженский храм, снова Архангельский собор, Благовещенский собор, церковь Святых Константина и Елены, собор Спаса на Бору, служба в ночь на Великую субботу в Большом Успенском соборе - каждый день Страстной недели был заполнен для русского царя и его близких посещениями храмов и молитвами.

Празднование Пасхальной утрени было устроено в Большом Кремлёвском дворце. «Парадные залы Кремлёвского дворца, залитые электрическим светом, имели сказочный вид, - говорилось в отчёте. - В Екатерининском зале собрались придворные дамы и фрейлины, а также кавалерственные дамы ордена святой великомученицы Екатерины, министры, сенаторы, придворные чины. Военные чины в большом количестве собрались в Андреевском зале, где и расположились шпалерами по обе стороны. В Александровском зале собрались городские дамы в русских платьях, с кокошниками на головах. Начальственные лица административных и судебных учреждений, чины разных ведомств, московские дворяне, представители города и земства соорались в грандиозном Георгиевском зале. Наконец, во Владимирском зале собрались представители именитого купечества со старшиной купеческого общества во главе». Выйдя к собравшимся и поздравив всех со светлым праздником Воскресения Христова, император сам начал принимать поздравления присутствовавших.

Царская семья провела в Москве всю Пасхальную неделю, которая оказалась столь же насыщенной, как и предыдущая. В эти дни император, императрица и великие княжны участвовали в крестном ходе из Кремля в Данилов монастырь, совершили поездку в Новый Иерусалим, посетили Сиротский приют рядом с Алексеевским монастырём и Страстной девичий монастырь. 16 апреля в 7 часов вечера они отбыли в Санкт-Петербург.

«Что бы ни говорили про русский народ, каких бы небылиц ни рассказывали про него всему белу свету, он остаётся всё тем же, чем был и сотни лет тому назад, - захлёбывалась в эти дни от верноподданнического восторга газета «Московские ведомости». - Сердце русского народа остаётся полно горячей любви к своим Монархам, в которых он видит помазанников Божиих, призванных волею Всевышнего править народом необъятнейшей страны в мире».

Предполагалось, что иллюстрированный отчёт о молитвенной поездке августейшей семьи в Москву выйдет отдельной книжкой, но помешала напряженная политическая ситуация, завершившаяся кровавой революцией 1905 года. Баррикады на московских улицах и расстрелянная правительственной артиллерией Красная Пресня сделали издание, повествовавшее о неразрывной связи царствующей династии и москвичей, несвоевременным. Лишь через шесть лет посте московского паломничества императора альбом «Русский Царь с Царицею на поклонении Московским Святыням» всё-таки увидел свет, но, что симптоматично, подготовило его не московское, а петербургское издательство.

После октября 1917 года книга планомерно изымалась из библиотек как контрреволюционная, напуганные обыватели уничтожали её добровольно, так что до наших дней сохранилась лишь мизерная часть тиража.

Представленный в Хронике экземпляр интересен ещё и тем, что на одном из его форзацев имеется прямоугольный штамп размером 120x120 мм: «Состоящее под Высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством Оощество повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям. Гатчинский отдел».

В годы Первой мировой войны подобные штампы ставились на книги библиотечек воинских лазаретов или на экземпляры, предназначавшиеся для раздачи раненым.


Русский Царь с Царицею на поклонении Московским Святыням. С.-Петербург, Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1909. 134 с. с иллюстрациями, 1 л. - портрет императора Николая II, 1 л. - портрет императрицы Александры Фёдоровны, 1 л. - портреты великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны, 4 л. иллюстраций, 1 л. - портрет цесаревича Алексея Николаевича. В издательском комбинированном переплёте: с кожаным корешком и коленкоровыми крышками. 29,2x23,5 см.

Предыдущая статья Нужен ли нам флот и значение его в истории России (1908 год)
Следующая статья Рассказы Жака Турнеброша (1909 год)
Печать
683 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top