Search
24 февраля 2020 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Священная история, краткими вопросами и ответами сочинённая (1794 год)

Священная история, краткими вопросами и ответами сочинённая (1794 год)

Вениамин (Румовский-Краснопевков)

 

Священная история», небольшого размера книжечка с текстом, отпечатанным кириллическим шрифтом, была призвана решить огромной важности задачу: познакомить малолетних детей с основами христианского вероучения. В двадцати коротких, на две-три страницы, главах, в ней прослеживаются важнейшие события Библии от сотворения мира до воскресения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа на апостолов. Последняя, двадцать первая, глава посвящена «начатию» христианства в России:

Вопрос. Кто из апостолов проповедовал Евангелие в России?

Ответ. Святой апостол Андрей Первозванный.

Вопрос. В каких местах проповедовал?

Ответ. Он из Херсонеса прибыл в то место, где после построен Киев, и водрузил там Крест, а оттуда приходил к Славянам, где ныне Великий Новгород.

Вопрос. Утвердилось ли его проповедью христианство?

Ответ. Оно весьма было утеснено от идолопоклонников, но в 866 году, когда Оскольд и Дир приняли святое крещение, паки начало возрастать.

Вопрос. Кто более оное подкрепил?

Ответ. Святая великая княгиня Ольга, принявши в Константинополе святое крещение в 985 году.

Вопрос. Кто совершенно оное утвердил в России?

Ответ. Святой великий князь Владимир, приняв крещение во взятом им от греков Херсонесе в 988 году.

В конце XVIII века, когда Закон Божий входил в число обязательных предметов начального образования, подобный краткий катехизис являлся столь же распространённым учебным пособием, как азбука. В то же время вряд ли только априорной востребованностью можно объяснить необыкновенную популярность, которую приобрела «Священная история» в середине XVIII столетия: отличавшаяся лёгким, живым языком и ясностью изложения, она, очевидно, лучше других учебников была адаптирована к детскому восприятию.

Как книга гражданской печати «Священная история» впервые увидела свет в типографии Санкт-Петербургской Академии наук в 1774 году. В течение следующих десяти лет она шесть раз переиздавалась в Москве и Петербурге, причём издание 1778 года вышло с параллельными текстами на русском, греческом, французском, немецком и латинском языках.

Автором «Священной истории», как значится в предисловии к изданию 1778 года, являлся Василий Фёдорович Румовский-Краснопевков. Приняв «на двадцатом году» жизни монашество с именем Вениамин, он был назначен сначала префектом, а затем ректором петербургской Александро-Невской семинарии. Одновременно с ректорством Вениамин Румовский получил в 1770 году сан архимандрита Староладожского Николаевского монастыря. С 1775 по 1798 год он возглавлял Архангельскую епархию, откуда был переведён в Нижний Новгород, где и скончался в 1811 году в сане архиепископа, кавалера орденов Св. Александра Невского, Св. Анны I степени и Иоанна Иерусалимского.

Высокое положение в церковной иерархии не только не мешало, но даже способствовало литературным занятиям Вениамина Румовского. В 1772 году, ещё до появления первых публикаций, Н.И. Новиков включил его имя в «Опыт исторического словаря о российских писателях»: «Вениамин, архимандрит Староладожского Николаевского монастыря и ректор Александро-Невской семинарии, человек учёный, благоразумный и искусный как в латинском, так и российском языке, также в философии, богословии и других науках. Сочинил много весьма изрядных слов, похва-ляемых знающими людьми...». В пору пастырского служения Вениамина в Архангельске им было предписано всем церковным приходам вести «летописцы со внесением в них древних достопамятностей». В результате многолетнего коллективного труда в 1795 году появилось «Подробное историческое описание Архангельской епархии». Самое известное его сочинение - опубликованная в 1803 году «Новая Скрижаль, или Пополнительное объяснение о Церкви, о литургии и всех службах и утварях церковных» - получило статус классического пособия по литургике. Такой же классикой, судя по многочисленным переизданиям, стала и его «Священная история».

Описываемый в Библиохронике экземпляр «Священной истории» уникален. На первой странице книги - немного срезанный оттиск печати Петропавловской церкви с изображением корабля и датой «1794 год», означающей, очевидно, время появления в церкви собственной печати. Кроме того, на 1, 4, 8, 10, 16, 18, 19, 22, 24, 27, 30 и 32 листах (по буквенной нумерации издания, где маркированы не страницы, а только листы) начертаны слова, вместе составляющие текст: «Сия книга Петропавловской церкви приложена Святейшего Синода Его Высокопревосходительством Обер-прокурором и протчее Оляксеем Иоановичем Мусин Пушкиным 1796 августа 9 дня». Известный коллекционер, собиратель российских древностей, более всего известный как открыватель и первый публикатор «Слова о полку Игореве», Алексей Иванович Мусин-Пушкин был назначен руководить Священным синодом в 1791 году. В обязанности нового обер-прокурора, согласно специальному указу Екатерины II, входило создание синодальной библиотеки как крупнейшего централизованного хранения древних рукописей и старопечатных книг, находившихся в российских церквах и монастырях. Надпись, запечатленная на листах «Священной истории», свидетельствует, что А.И. Мусин-Пушкин не только создал синодальное хранилище редких памятников, но и заботился о формировании приходских библиотек.


[Вениамин (Румовский-Краснопевков Василий Фёдорович; 1739-1811)]

Священная история, краткими вопросами и ответами сочинённая. Москва: Напечатано в Московской Типографии, 1794. 33 л. (66 с.; пагинация л. буквами кирилловской печати). В цельнокожаном переплёте времени издания. На крышках - золототиснёные гербы Российской империи и узорный орнамент. На корешке - золототиснёное заглавие и орнамент. Тройной золотой обрез. 17x10,5 см. На с. 1 «зарезанный» при переплёте оттиск печати: «Сия печать Петра ... церкви, 1794 году». На внешней стороне л. 1, 4, 8, 10, 16, 18, 19, 22, 24, 27,30 и 32 надпись «орешковыми» чернилами, свидетельствующая, что данный экземпляр является приношением в Петропавловскую церковь обер-прокурора Священного синода Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (1744-1817). Несомненная редкость.

Предыдущая статья Историческое исследование о местоположении Тмутараканского княжения (1794 год)
Следующая статья Суд Шемякин (1794 год)
Печать
727 Оценить статью:
5.0

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top