Search
8 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Семнадцать портретов (1926 год)

Семнадцать портретов (1926 год)

Юрий Анненков

Портрет являлся одним из излюбленных жанров прекрасного русского художника Юрия Анненкова. Ещё в предреволюционные годы он начал создавать обширную галерею живописных и графических портретов современников. В ту пору его моделями служили люди искусства: А.А. Ахматова, ЕС. Гумилёв, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И.Е. Репин, А.Н. Бенуа... После февраля 1917-го эту галерею пополнило изображение А.Ф. Керенского, а какое-то время спустя - портреты В.И. Ленина (один из них получил первую премию на Всесоюзном конкурсе 1924 года) и других вождей большевистской партии, советского правительства и Красной Армии.

Один из талантливейших художников левого искусства, умело сочетавший в своём творчестве конструктивизм и реализм, Анненков был признан и обласкан новой властью. Перед ним открывались самые охраняемые двери: Ленина он портретировал в Кремле, всесильного Л.Д. Троцкого - в здании Реввоенсовета. Там же ему позировал заместитель Троцкого - Эфраим Склянский. Часть из этих работ вошла в альбом «Портреты» (Петроград, 1922).

В 1924 году Анненков выехал на Запад для организации советских павильонов на международных выставках в Венеции и Париже и решил остаться во Франции. Однако окончательный разрыв художника с Советской Россией оформился не сразу, свидетельством чему служит выпущенный Государственным издательством (ГИЗ) альбом «Семнадцать портретов».

Альбом содержал два портрета Л. Троцкого, четыре портрета Г. Зиновьева и по одному портрету Вс. Мейерхольда, К. Радека, В. Антонова-Овсеенко, Э. Склянского, К. Ворошилова, В. Зофа, Н. Муралова, А. Енукидзе, М. Роя, а также А. Луначарского.

Лучше всего об этом издании рассказал сам Анненков в замечательных мемуарах «Дневник моих встреч. Цикл трагедий»: «В выпущенном Государственным издательством в 1926 году огромном (56х49 см) и прекрасно отпечатанном альбоме, озаглавленном «Юрий Анненков. Семнадцать портретов», Анатолий Луначарский (тогда -народный комиссар просвещения) писал в своём предисловии к этой книге: «Талант Юрия Анненкова и неподражаемая техника ГИЗа преподносят не одному только нашему поколению такой прекрасный подарок».

Оптимизм наивного Анатолия Васильевича, увы, не оправдался. В 1928 году, через два года после выхода в свет моего альбома, этот альбом был по приказу Сталина изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний и предан уничтожению, за исключением страницы с портретом К. Ворошилова, ставшего сталинским приверженцем. До следующих поколений мой альбом не дошёл. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме, Антонов-Овсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян, Склянский погиб при странных обстоятельствах, Зоф расстрелян, Муралов расстрелян, Енукидзе расстрелян. Во время сталинских «чисток», за исключением Ворошилова, только две из этих моих моделей уцелели: Луначарский, назначенный послом в Испанию, но, не успев доехать туда, скончавшийся на юге Франции, и Рой, представлявший в Москве, в Центральном Комитете 3-го Интернационала, индусскую коммунистическую партию, но сумевший вовремя выбраться из Советского Союза и вернуться в Индию, разойдясь со сталинской генеральной линией.

Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже, через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил моим знакомым. Пятый же экземпляр сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году, сразу после десталинизации, приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом».

Возможно, именно этот, пятый авторский, экземпляр был продан наследниками художника на аукционе «Sotheby's» в мае 2002 года.


Анненков Юрий Павлович (1889-1974)

Семнадцать портретов. Предисловие А.В. Луначарского. Москва, Ленинград, Государственное издательство, 1926. 1 отдельный л. - титул, 1 отдельный л. - предисловие, 17 отдельных л. - портреты, из них 3 - в цвете, все - под кальками с типографски отпечатанными фамилиями изображённых. В издательской папке, с отпечатанным золотой краской названием. 56х49 см.

Предыдущая статья Борис Годунов (1925 год)
Следующая статья Памяти погибших вождей (1927 год)
Печать
780 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top