Search
7 марта 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Сказки [1920-е годы]

Сказки [1920-е годы]

Александр Пушкин

События 1917 г. и последовавшая Гражданская война разделила людей на тех, кто покинул пределы советского государства, и тех, кто остался, ревностно служа или плывя по течению. Как писал в «Сентиментальном путешествии» писатель и критик Виктор Шкловский (1893-1984), «интеллигент не имеет своего класса и во время революции, сам не зная того, исполняет волю чужих ему классов... Интеллигент - человек с судьбой Душечки. Я то бежал по вспаханному полю в атаку, за Россию, то боролся. против большевиков, то. дрался с Врангелем на Днепре или арестовывал добровольцев в Киеве». Значительную часть среди «изгнанных» и «уехавших самостоятельно», не сумевших понять сущность новой политики, составляли представители творческих профессий. Отныне русская культура развивалась на территории новой советской империи в русле официальной идеологии или, в ряде исключений, противостоя ей, а также иным, особым путем за рубежом, в центрах русской эмиграции - в Париже, Берлине, Софии, Праге, Белграде, Харбине.

Признанным культурным центром книгопечатания и русской литературы начала 1920-х гг. стал Берлин. Здесь открывались русские магазины, банки, учебные заведения, появились общественные организации, профессиональные союзы, кружки по интересам. Несмотря на трудности с получением разрешения на выезд из страны в принципе, общая для двух государств - Германии и СССР - политика заигрывания друг с другом привела к тому, что получить «пропуск» в Германию для деятеля искусства или литературы из Советской России стало несколько проще, чем в другую страну. В начале 1920-х гг. издание советскими писателями книг за границей еще не рассматривалось властями СССР как откровенно враждебный шаг.

Так или иначе, в период между войнами в Берлине существовали издательства самой разной направленности - «Петрополис», «Геликон»,

«Скифы», «Медный всадник», «Мысль», «Знание», «Слово», «Эпоха», «Беседа», «Академия», «Аргонавты», «Арзамас», «Обелиск», «Ватага», «Дельта» и другие. На слуху среди издателей - З. И. Гржебин (1877-1929), И. В. Гессен (1865-1943), И. П. Ладыжников (1874-1945), С. Я. Эфрон (1893-1941) и др.

Большое внимание в издательских планах уделялось русской классической литературе. Художественный критик и коллекционер П. Д. Эттингер (1866-1948) писал, что в послереволюционные годы в Германии и Франции «прежний интерес к классической русской литературе удвоился, а немецкий книжный рынок после длительного военного затишья особенно интенсивно откликался на эти запросы. В Берлине, Мюнхене и Париже возникло несколько издательств, специализирующихся на русских переводных изданиях и использовавших для их художественного оформления осевших за границей русских художников. Оживлению книжного дела в Германии еще значительно способствовала инфляция, когда при катастрофически падающей стоимости марки книга, в особенности художественная, приобрела значение более устойчивой ценности, что вызвало целый поток библиофильских изданий, quasi-роскошных увражей и альбомов».

Именно в этих условиях в берлинском издательстве «О. Дьякова и К0» (1920-1931) вышли представляемые читателю «Сказки» А. С. Пушкина.

Предприятие было организовано Ольгой Дьяковой вместе с мужем И. Н. Дьяковым и специализировалось на современной художественной литературе и переизданиях популярных авторов, увидевших свет в дореволюционный период. Выпускались также сборники, где под одной обложкой собирались тексты различного характера, объединенные идеей «Россия, которую мы потеряли», открытые письма. Книги и альманахи иллюстрировались цветными репродукциями произведений В. Васнецова, В. Верещагина, В. Поленова, К. Юона, Б. Кустодиева, М. Добужинского, Б. Зворыкина, П. Кузнецова, Е. Данько, рисунками И. Билибина, В. Белкина, Г. Шлихта, Н. Феофилактова, Л. Бакста. В разделе сочинений для детей появились сказки П. Ершова, Г.-Х. Андерсена, рассказы Л. Н. Толстого, сочинения Вяч. Куликовского. В 1924 г. на немецком и русском языках вышел номер литературно-художественного журнала «Златоцвет» под редакцией Н. С. Бережанского (1884-1935) с публикациями К. Бальмонта, Д. Мережковского, А. Черного, И. Бунина, обложкой работы И. Билибина, репродукциями А. Архипова, Б. Кустодиева, К. Юона, Н. Богданова-Бельского. Точная датировка большинства изданий Ольги Дьяковой затруднена, так как в книгах обычно отсутствовали полные данные о времени выхода, не было сведений и о тираже.

Издательство Ольги Дьяковой опубликовало пушкинские сказки «О рыбаке и рыбке», «Царь Салтан», «Золотой петушок» с иллюстрациями Георга Оскаровича Шлихта (1886-1964), художника, родившегося в России в семье немецкого инженера. Георг Шлихт учился в Саратовском Боголюбовском рисовальном училище, Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1913 г. совместно с Д. Бурлюком он участвовал в выставке Общества художников «Московский салон» - экспонировал работы в выставочном зале Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице в Москве. В годы Первой мировой войны его интернировали за национальную принадлежность, и в 1918 г. он уехал в Германию. Жил в различных городах (Людвигсбурге, Гамбурге), затем осел в Берлине. Активно участвовал в выставках. При бомбардировке Берлина его мастерская была разрушена, и большинство работ погибли. В 1945 г. под впечатлением Второй мировой войны, немыслимых разрушений и страшных смертей художник создал цикл «Апокалипсис», «Мадонна», в 1950-е гг. работал над пейзажами северной Германии и Италии.

Помимо «Сказок» Пушкина, изданных на русском языке, издательство Дьяковой в 1923 г. предприняло еще одно издание, также иллюстрированное Г. Шлихтом, на немецком языке. В 1920-1930-е гг. появился целый ряд других немецких изданий пушкинских сказок. По сообщению П. Эттингера, «Сказка о рыбаке и рыбке» вышла у З. И. Гржебина (1922), в «Нева-Ферлаг» издали сборник четырех сказок в переводе В. Грегера, в который вошли «Золотой петушок», «Царь Салтан», «Рыбак и рыбка», «Поп и работник его Балда» с иллюстрациями Б. Борхерта; в «Эйфорион-Ферлаг» (1921) появился «Царь Салтан» в переводе Ф. Боденштедта - «книжечка типографски прекрасно оформлена и в виде фронтисписа украшена деревянной гравюрой известного немецкого графика проф. Ф. Эмке».

В конце 1920-х гг. издательский бум в «русских колониях» закончился. Целый ряд книжных предприятий, ориентированных на поставки литературы в Советскую Россию, с ужесточением цензурной политики, появлением специальных распоряжений относительно запрета на ввоз сочинений, «враждебных советской власти и марксизму», разорились. Эмигрантская литература потеряла значительное количество читателей, тиражи упали до 300-1000 экземпляров, что часто не покрывало расходов на типографию, многие авторы издавали книги на собственные средства и себе в убыток. С середины 1920-х гг., в силу экономических причин, многие русские покинули Берлин, а с начала 1930-х гг. (с приходом к власти нацистов) центром русского книгоиздания, вплоть до начала Второй мировой войны, стал Париж.

Описываемый экземпляр «одет» в издательскую обложку по рисунку художника Г. О. Шлихта.

 


Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837)

Сказки. Рыбак и рыбка. Царь Салтан. Золотой петушок. Илл. с акварелей Г. Шлихта. Берлин: Изд-во О. Дьяковой и К°, [1920-е гг.]. 69 с., ил. 32х24,5 см.

Предыдущая статья Записки институтки (1917 год)
Следующая статья Как лиса рыбкой у мужика поживилась. (Русская сказка).
Печать
1077 Оценить статью:
4.0

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top