Search
11 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Собрание ста тридцати двух гравированных картин, содержащих в себе жизнь Иисуса Христа (1822 год)

Собрание ста тридцати двух гравированных картин, содержащих в себе жизнь Иисуса Христа (1822 год)

Василий Храмцов

Изданная в 1822 году в Москве книга «Собрание ста тридцати двух гравированных картин, содержащих в себе жизнь Иисуса Христа» — это наглядное пособие для иконописцев и художников, расписывавших храмы. Об этом заявлено уже на титульном листе издания: «Здесь живописец приобретением оных <гравюр> снабдит себя лучшими рисунками для изображения, стенного писания во храме Божием, рисовальщик и учащийся рисовать найдёт для своего упражнения приятное и полезное препровождение времени и усовершенствуется в сем искусстве». В альбом входят иллюминованные от руки гравюры, изображающие Спасителя, четверых евангелистов и сто двадцать семь евангельских сюжетов. Изображения евангелистов снабжены краткими жизнеописаниями, сцены Нового Завета — фрагментами текстов Священного Писания.

Автор книги - гравёр Василий Храмцов, обычно ставивший под своими работами подпись: «Гравировал Василий Храмцов», «Грав. Вас. Храмцов» или, как в данном случае, просто - «Г.В. Храмцов». В «Подробном словаре русских гравёров XVI-XIX вв.» ДА Ровинского (Санкт-Петербург, 1895) о нём сказано: «Храмцов Василий, гравёр пунктиром и резцом Бекетовской школы, ученик Осипова». Упоминание о «бекетовской школе» означает, что Храмцов получил художественное образование в московской школе гравёров, организованной Платоном Петровичем Бекетовым. Соученик Н.М. Карамзина по пансиону Штадена, отставной гвардейский офицер, председатель Общества истории и древностей российских, Бекетов в 1807 году открыл на Кузнецком мосту частную типографию, которая за короткий срок заслужила славу одной из лучших в России. При типографии имелась школа гравёров, где обучались в основном крепостные самого Бекетова.

Алексей Осипов, названный Ровинским учителем Храмцова, — самый талантливый из выпускников школы.
Известны около двух десятков портретов, выполненных Храмцовым для Бекетова, но в 1812 году бекетовская типография сгорела, и художник, судя по всему, начал работать самостоятельно. В 1813-1815 годах им для различных издателей были исполнены несколько лубков на военные сюжеты. Вероятно, они определили дальнейшую судьбу Храмцова, так как впоследствии из-под его резца появлялись, за редким исключением, именно лубочные картинки. Ровинский указывает на их низкое качество, а в нескольких случаях называет «отвратительными».

Художественный уровень гравюр и качество ручной раскраски описываемого экземпляра также весьма невысоки, но, с точки зрения библиофила, ценность книги от этого никак не уменьшается: ведь из 132 её иллюстраций в «Словаре» упоминается только одна - изображение Спасителя, остальных гравюр Ровинский, скорее всего, просто не знал. Редкое малоизученное лубочное издание, храмцовский альбом евангельских сюжетов интересен ещё и тем, что позволяет проследить неисповедимые «пути просвещения», а именно как и на каких образцах начинающие живописцы-самоучки пушкинской поры получали первые уроки мастерства.


Храмцов Василий
Собрание ста тридцати двух гравированных картин, содержащих в себе жизнь Иисуса Христа. Здесь живописец приобретением оных снабдит себя лучшими рисунками для изображения Стенного писания во храме Божием, рисовальщик и учащийся рисовать найдёт для своего упражнения приятного и полезного препровождения времени и усовершенствуются в сём искусстве. Москва, 1822 года. 1 л. титул, 132 л. - крашенные акварелью гравюры В. Храмцова. В современном цельнокожаном переплёте работы А.А. Рузайкина. Корешок тиснён золотом. 18,4x11 см.

Предыдущая статья Описание Святого Божия града Иерусалима (1820-е - 1840-е годы)
Следующая статья Басни русские (1825 год)
Печать
282 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top