Search
27 февраля 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Современный балет (1911 год)

Современный балет (1911 год)

Валериан Светлов

Валериан Яковлевич Ивченко в молодые годы служил в кавалерии, затем вышел в отставку и занялся литературным трудом: писал романы, повести, рассказы, сказки, историко-биографические эссе, этнографические заметки, критические статьи, подписываясь псевдонимом Светлов. В 1909—1914 годах в издательстве А.Ф. Маркса вышло 8-томное собрание его сочинений. С 1910 по 1916 год он редактировал популярный общественно-литературный еженедельник «Нива». Книга «Современный балет», вышедшая в 1911 году, — это несколько очерков и эссе, посвященных всегда актуальному вопросу русской и европейской культуры — взаимоотношению традиций и новаторства.

Увлечение Светлова балетной темой началось с середины 1890-х годов, в переломную эпоху, когда балет, «казалось, пережил сам себя, безнадёжно обветшал и никогда не воскреснет вновь». В 1910 году умер «истинный создатель русского балета» Мариус Петипа, и его уход многими был воспринят как завершение эпохи классического танца. «Старый путь пройден весь до конца, и там, где он кончается, воздвигнут мавзолей тому, кто этот путь строил. Дальше дороги нет. Нужно прокладывать новую». Так заканчивалось первое эссе книги — «Памяти старого художника М.И. Петипа».

Новое в балетном искусстве связано у Светлова прежде всего с двумя именами: Айседоры Дункан, с 1904 года регулярно выступавшей в России, и Михаила Фокина, начавшего в 1907 году ставить в Мариинском театре собственные спектакли. Очерк «Мысли о современном балете» отдавал предпочтение именно фокинским спектаклям, их сценической и хореографической революционности.

Сопоставляя старый и новый балет, автор не скрывал своих симпатий. «Настоящий быт, взаимодействие сюжета и танцев, красота хореографических линий и красок, правдоподобие мимической драмы, отрешение от излишней виртуозности классического танца, дошедшей до акробатизма, культ пластической красоты - вот те пути, на которые только что вступил современный балет, сбросивший с себя оковы традиций и долго тяготевшей над ним рутины».

В Айседоре Дункан Светлов приветствовал ту же, что и у Фокина, творческую свободу, отход от хореографической схоластики, стремление к простоте и естественности античного танца, запечатленного древнегреческой вазовой живописью, фресками и скульптурой. Если позднейшие историки отказывали знаменитой «босоножке» в создании профессиональной танцевальной системы, то Светлов, напротив, использовал не получивший широкого распространения термин «дунканизм», обозначая им новое течение в балетном искусстве, и называл самых известных его представительниц: Стефанию Домбровскую («польскую Дункан»), Иду Рубинштейн, Мод Эллен, сестёр Грету, Эльзу и Берту Визенталь.

Очерк «Первый русский сезон в Париже» имел подзаголовок «Впечатления очевидца». В 1909 году Светлов вошёл в созданный С.П. Дягилевым Комитет по организации «Русских сезонов» за границей и оказался, таким образом, не только свидетелем, но и хронографом громкого успеха дягилевской антрепризы 1909 года в парижском театре Chatelet.

Превознося вослед «всему артистическому Парижу» талант Фокина, рассказывая о нескончаемых овациях, сопровождавших каждый выход Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского, Светлов в то же время давал высокую оценку деятельности художников, работавших с Дягилевым: Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа, А.Я. Головина, Н.К. Рериха. По общему мнению, придуманные ими декорации и костюмы сыграли «едва ли не ведущую роль в революции балета».

По изяществу оформления и по количеству иллюстраций «Современный балет» может называться альбомом. Непосредственное участие в издании принимал Лев Самойлович Бакст (1866-1924). Заглавный лист, заставки и концовки, выполненные в стилизованной античной манере, графически передавали содержание книги. Обратившись к сценографии в начале 1900-х годов, Бакст начинал работать с М. Петипа, а затем стал ближайшим сотрудником Дягилева и Фокина. Среди иллюстраций книги значительное место отводится балетам, оформленным Бакстом: «Клеопатра» на музыку А.С. Аренского, С.И. Танеева и М.И. Глинки (1909), «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова (1910), «Видение Розы» К.М. Вебера (1911), «Нарцисс» Н.Н. Черепнина (1911). Эскизы декораций и костюмов Бенуа, Головина, Рериха относятся, главным образом, к спектаклям дягилевских антреприз. Кроме того, в книге даны воспроизведения замечательных живописных портретов М. Фокина (В. Серов), А. Бородина (И. Репин), С. Дягилева с няней (Л. Бакст), Н. Рериха (А. Головин), Л. Бакста (Б. Кустодиев).

Редкие фотографии и литографические оттиски, приведённые в издании, имеют помету «собрание В. Светлова». Валериан Яковлевич Светлов, эмигрировавший в 1917 году во Францию и продолжавший там писать о балете, известен ещё и как собиратель одной из самых богатых русских балетных коллекций.


Светлов (псевдоним; настоящая фамилия Ивченко) Валериан Яковлевич (1860-1934)

Современный балет. Издано при непосредственном участии Л.С. Бакста. Санкт-Петербург: Издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1911.[6], VIII, 134 с. с иллюстрациями, 68 л. иллюстраций. Заглавный л., заставки и концовки Л. Бакста. Форзацы полихромной печати. В тканевом издательском переплёте по рисунку Е. Лансере. Блок не обрезан. 31х21 см.

Предыдущая статья Русские символисты (1910 год)
Следующая статья Исторические сведения о городе Арзамасе (1911 год)
Печать
935 Оценить статью:
4.0

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top